Городецкая роспись для начинающих: приемы и навыки

Работа с шаблонами

Часто трафареты применяют в тех случаях, когда нужно ускорить или упростить процесс. Также они могут быть полезными на занятиях с дошкольниками, на уроках технологии во 2 классе. Шаблоны для городецкой росписи вырезают дети или преподаватель.


В учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах предусмотрены уроки, посвящённые народным промыслам, в частности, росписи. Учитель может выбрать форму проведения на своё усмотрение, в том числе решить, будут ли дети рисовать по шаблонам, без них или вырезать и клеить аппликации.

Занятие с аппликацией

Работа с аппликациями начинается с того, что на перемене дети готовят салфетки, ножницы, подкладные листы, цветные карандаши и клей. Учитель показывает слайды, рассказывает, чем отличается городецкая роспись от других видов, рассказывает о купавке, розе, розане и ромашке, а также о других элементах. Затем ребята знакомятся с планом изготовления расписной дощечки. Для создания аппликации им нужно сделать следующее:

  • вырезать листики и розаны;
  • составить рисунок;
  • приклеить элементы к картону;
  • вырезать птичку;
  • приклеить её;
  • дорисовать недостающие детали;
  • оживить рисунок.

Учитель раздаёт бумагу с нарисованным контуром, дети вырезают кружки, лепестки и листики, потом составляют из них орнамент на дощечке, где уже нарисована птичка. Преподаватель проходит по рядам и проверяет, всё ли правильно. После этого ученики приклеивают детали клеем-карандашом. Белым карандашом прописывают штрихи.

Технология с использованием красок

Главное отличие этой методики в том, что крупные элементы не приклеиваются, а прорисовываются. Набор необходимых предметов будет немного другим. Рисунок можно сделать более сложным, так как краски дают больше простора для фантазии, чем фигурки, вырезанные из бумаги. Методика подходит для детей 2 и более старших классов, а также для учеников художественных школ. Для работы потребуются:

  • заготовка дощечки;
  • набор гуаши из 12 цветов;
  • бесцветный лак;
  • салфетка;
  • палитра;
  • ластик;
  • беличьи кисти;
  • простой карандаш;
  • бумага;
  • стаканчик для воды.

Первый этап — рисование крупных деталей. В центре будет птичка или конь, по краям — розаны, розы и купавы. Птицу или коня очень просто нарисовать, используя трафарет. Другой вариант — учитель заранее наносит простым карандашом контуры, а дети их закрашивают. Шаблон коня делается так:

  • рисуют каплю;
  • из её основания проводят прямую линию, направляя её вправо и немного вверх;
  • правый край линии упирается в середину боковой стороны другой капли, поменьше, повёрнутой основанием вверх;
  • выше этой линии проводят ещё одну, чтобы спина имела толщину;
  • из основания большей капли в сторону и вниз отходят ещё две, причём они до половины накладываются на основной элемент, так что видны как бы треугольники (это верхние части передних ног коня);
  • аналогично прорисовывается верхняя часть задней ноги, дальней от зрителя;
  • нижние части ног изображаются неширокими линиями и заканчиваются копытами;
  • сзади находится довольно широкий стилизованный хвост.

Фигуру вырезают и по ней рисуют коня на дощечке, затем его закрашивают коричневой или чёрной гуашью. Сделать трафарет птицы ещё проще. Голова — круг, туловище — капля. Шею прорисовывают так, чтобы она имела толщину, а грудь и спина были плавными. Крыло — перевёрнутая капля. Дальнейший порядок действий такой же, как с конём.

Следующие этапы — подмалёвок и оживки

Важно научить детей набирать нужное количество краски на кисть. Если её будет слишком мало, рисунок получится бледным, а при избыточном количестве гуашь после высыхания будет трескаться и отслаиваться

Готовую поделку покрывают лаком. Достаточно одного слоя, а если есть возможность, лучше нанести 2−3, каждый раз дожидаясь, пока предыдущий хорошо высохнет. Дети забирают расписанные дощечки домой или под руководством учителя делают выставку своих работ.

Нетрудно заметить, что овладеть мастерством раскрашивания деревянных изделий в этой технике довольно просто. Проявив немного терпения и усидчивости, каждый может украсить свой дом яркими сувенирами или порадовать подарком близкого человека.


Описание народного промысла

На левом берегу Волги находится красивый маленький городок под названием Городец. Именно там зародилась роспись, впоследствии ставшая известной не только в России, но и за её пределами. Для этой техники характерны не слишком сложные, но очень яркие элементы. На декорированных предметах обязательно есть цветы, почти всегда присутствуют птицы с роскошным оперением и наряженные вороные кони. Лошадь раньше считалась символом достатка, поэтому её изображали довольно часто, а сейчас присутствие коня в городецкой росписи обусловлено соблюдением канонов.

Типичные цветы — ромашки, розаны, розы и полураскрывшиеся бутоны. Яркая растительность символизирует процветание и здоровье, а птицы олицетворяют радость и счастье. Узоры обычно сюжетные, передающие разные аспекты жизни простого народа. Вот то, что (и кого) чаще всего можно увидеть на расписанных изделиях:

  • городские улицы;
  • цветы, листья;
  • птицы, животные;
  • наряженные барышни и мужчины;
  • народные гуляния;
  • свадьбы;
  • всадники.

Интересно, что лица людей всегда обращены к зрителю, а животные и птицы смотрят в сторону. Россыпи цветов находятся по краям, а нередко они располагаются хаотично в разных местах рисунка. Согласно канонам, роспись поэтапно наносится на изделие из дерева. Мастера украшают детские кроватки, часы с кукушкой, спинки санок, шкатулки, солонки, разделочные доски, ложки, декоративные блюда и многое другое, что можно использовать в быту.

Следует приготовиться к тому, что сразу не удастся идеально прорисовать даже простейшие детали. Постепенно пальцы «запомнят», как правильно держать кисть, и со временем витиеватые изгибы и сложные переходы от тонких мазков к широким линиям будут получаться хорошо.

Основные художественные приёмы

Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.

Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:

  • Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.
  • Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
  • Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
  • Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
  • Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.


Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:

  1. Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.
  2. Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
  3. Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.

Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.

Этапы рисования

Роспись традиционно используют по дереву, поверхность можно загрунтовать желтым, красным или черным цветом краски. Но чаще всего оставляют натуральный фон дерева с прожилками, добавляя лишь рамки.

Для замалевок основных деталей используют красный, розовый, синий, голубой цвета, иногда коричневый, бордовый. Используют широкую кисть и мазки круговыми движениями. На этом этапе рисуют основные тела объектов. Для цветов это круги.

На теневку всегда берут краску на тон темнее или же черную. Наносят более тонкими кистями легкими мазками. А белой или желтой краской делают так называемую оживку, линии и точки, блики, чтобы сделать рисунку завершенный вид. На каждом этапе краске нужно обязательно дать просохнуть. В конце работы наносится лак распылителем.

Для элементов городецкой росписи характерны определенные шаблоны рисования. Рассмотрите инструкции, как рисовать листики и цветы, предложенные на фото ниже:


Городецких павлинов, петухов, вороных коней рисовать можно с нанесением предварительного эскиза карандашом. На ранних этапах получения навыков рисования можно использовать готовые шаблоны рисунков.

Люди в городецкой росписи с белыми лицами и черными волосами, обычно изображаются в пышных одеждах. На картинках преобладают праздничные и дружелюбные сюжеты. Парни на резвых конях, в танцующих позах с девушками.

Городецкая роспись самая простая в освоении, используя определенные готовые трафареты можно без труда повторить рисунок. Декоративные узоры используют в наши дни на досках и других деревянных поверхностях, в качестве декора дома и в подарок хозяйкам. Выполняют роспись на матрешках, солонках, посуде, ложках.


С этим читают