Путешествие в древнюю русь: что покажет и расскажет городец

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.


Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.

  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

3 этапа процесса росписи.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

Религия

Исторически Городец был центром Старообрядчества в Российской Империи. Здесь мирно проживали представители православия рядом со старообрядцами различных согласий (направлений).В годы Советской власти храмы всех вероисповеданий города Городца были закрыты, а некоторые из них полностью разрушены. В 1990-е годы началось восстановление церквей. Ныне в городе действуют православные храмы Михаила Архангела (1712 г.), Спасский (1752 г.), Покровский (1824), старообрядческий (древлеправославный) храм Успения Богородицы, восстанавливается единоверческая Крестовоздвиженская церковь. В 2009 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был освящён возобновлённый Городецкий мужской Феодоровский монастырь.

На территории бывшего детинца находится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы — небольшая кирпичная церковь, построенная после 1905 года — невысокий одноглавый четверик с шатровой колокольней. Первоначально эта церковь принадлежала старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. Закрыта в 1930-х годах. В 1990-х годах возвращёна старообрядцам новозыбковской иерархии в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина), как наиболее крупной старообрядческой общине города, отремонтирована.

В 2012 году Городец стал центром Городецкой и Ветлужской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, в которую вошли приходы северных районов Нижегородской области. Глава епархии — епископ Августин (Анисимов), бывший настоятель Феодоровского монастыря.

Кроме того, в городе проживают представители иных христианских конфессий, в том числе с середины XIX века — представители Римско-католической и Лютеранской церквей, не имеющие своих культовых зданий. С середины XX века в городе действует община евангельских христиан-баптистов. С конца XX века действует община Свидетели Иеговы.

Храмы

  • В 28 км от города бьет из-под земли целительный источник «Никола-чудо». Посвящен он Николаю Чудотворцу, который, согласно древнему преданию, когда-то явился тут простому народу. Источник расположен под навесом часовни, рядом обустроены купальни. Вода в них богата серебром, и, как говорят паломники, очень полезна при простудах и различных воспалениях. Ключ это не покрывается льдом даже в сильные морозы, тут всегда есть верующие и желающие исцелиться.
  • Если вас интересуют религиозные памятники истории и культуры, то вам также будет интересен Федоровский монастырь. Это действующая мужская обитель, примечательная тем, что здесь хранится ценнейшая для православной церкви икона Божьей Матери. Раньше на месте монастыря стояла простая деревянная часовня – в ней и находилась чудотворная икона. В 13 столетии на месте часовни выстроили полноценный храм и освятили его. Хан Батый во время своего разорительного набега вместе с городом сжег до тла и монастырь вместе с иконой. Сегодня монастырь восстановлен и под его сводами хранится список чудотворной Федоровской иконы Божьей матери.

Всего в Городце и его окрестностях было 12 церквей и храмов. Но большая часть из них была закрыта и разграблена после октябрьской революции, до наших дней сохранилось только четыре. Это Покровский и Спасский Соборы, Церкви Михаила Архангела и Успения Богородицы. Все храмы возведены и освящены в середине 18 начале 19 столетий.

Город мастеров

Что еще интересного тут есть:

  • мастер-классы для взрослых и детей по гончарному ремеслу, городецкой росписи, резьбе по дереву или лозоплетению для гостей города всех возрастов. Изготовленную своими руками вещичку можно забрать с собой домой;
  • чаепитие в чайном зале – здесь угощают травяным чаем с медом и пряничками местного изготовления с помадкой.

Если ваш визит попадает на выходные или праздники, то экскурсию лучше забронировать заранее, иначе можете не попасть в это удивительное место – много потеряете.

История

Древняя Русь и Новгородская земля

Основная статья: Городец под Лугой

Упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины 1501 года, как сельцо Городец на озере в Дремяцком погосте Новгородского уезда.

В XVI веке находившийся в Городце монастырь был «развоёван от Литовских людей и Немецких».

Российская Империя

Согласно подворной описи 1882 года:

Сборник Центрального статистического комитета описывал его так:

Согласно материалам по статистике народного хозяйства Лужского уезда 1891 года, имение при селе Городец площадью 1036 десятин принадлежало дворянам Глинкам-Мавриным, имение было приобретено до 1868 года.

В XIX веке село административно относилось к Городецкой волости 2-го стана Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, в начале XX века — 4-го стана.

Советское время

С 1917 по 1924 год село входило в состав Городецкого сельсовета Городецкой волости Лужского уезда.

С 1924 по 1928 год — в Новосельский сельсовет, затем вновь в Городецком сельсовете.

Согласно топографической карте 1926 года село называлось Городец (Кукуевка) и насчитывало 40 дворов.

По данным 1933 года село Городец являлось административным центром Городецкого сельсовета Лужского района, в который входили 13 населённых пунктов: деревни Александровка, Вольная Серёдка, Домкино, Жеглино, Заозерье, Кукуевка, Люблино, Новоселье, Пустой Брод, сёла Городец, Ивановское, хутор Косткино общей численностью населения 3120 человек.

По данным 1936 года в состав Городецкого сельсовета входили 13 населённых пунктов, 548 хозяйств и 9 колхозов.

C 1 августа 1941 года по 31 января 1944 года село находилось в оккупации.

В 1961 году его население составляло 155 человек.

По данным 1966 года деревня Городец также входила в состав Городецкого сельсовета и являлась его административным центром.

По данным 1973 года деревня Городец входила в состав Володарского сельсовета Лужского района и также являлась его административным центром.

По данным 1990 года деревня Городец входила в состав Володарского сельсовета Лужского района с административным центром в посёлке Володарское.

Российская Федерация

В 1997 году в деревне Городец Володарской волости проживали 77 человек, в 2002 году — 89 человек (русские — 98 %).

В 2007 году в деревне Городец Володарского СП — 92.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОРОД МАСТЕРОВ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС5248027720

О компании: МБУК «ГОРОД МАСТЕРОВ» ИНН 5248027720, ОГРН 1095248001287 зарегистрировано 19.05.2009 в регионе Нижегородская Область по адресу: 606502, Нижегородская обл, город Городец, район Городецкий, улица Набережная Юрия Долгорукого, 1. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала — руб.

Руководителем организации является: Директор — Суворкин Алексей Владимирович, ИНН . У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является «деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества».

Рейтинг организации: Высокий  подробнее Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ? Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 19.05.2009

ОГРН  ?   1095248001287    присвоен: 19.05.2009
ИНН  ?   5248027720
КПП  ?   524801001
ОКПО  ?   61355757
ОКТМО  ?   22628101001

Реквизиты для договора  ?  …Скачать

Проверить блокировку cчетов  ?

Контактная информация \u04… Посмотреть ?

Отзывы об организации  ?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 606502, Нижегородская обл, город Городец, район Городецкий, улица Набережная Юрия Долгорукого, 1 получен 03.03.2016 зарегистрировано по данному адресу: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Руководитель Юридического Лица ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ДиректорПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Суворкин Алексей Владимирович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 05.09.2016

Учредители ? ()

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 11.01.2016 , ИНН

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 90.04.3 деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС


не числится.

Налоговый орган ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 5 По Нижегородской Области Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 19.05.2009

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР  ?   062045016728 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 21.05.2009
ФСС  ?   521200313952121 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 25.05.2009

Коды статистики

ОКАТО  ?   22228501000
ОКОГУ  ?   4210007
ОКОПФ  ?   75403
ОКФС  ?   14

Финансовая отчетность МБУК «ГОРОД МАСТЕРОВ» ?

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела МБУК «ГОРОД МАСТЕРОВ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Ответчик: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 1 641,00 руб.

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства МБУК «ГОРОД МАСТЕРОВ» ?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений МБУК «ГОРОД МАСТЕРОВ» ?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Музеи города

Здесь есть целый квартал музеев всех тематик и направлений. Так что если вы любите бродить по залам, с упоением рассматривать экспонаты и слушать истории гида, можете делать это часами, вам сюда. Начинайте путь от памятника Александру Невскому на набережной (некогда он скончался именно в этом городе) и спускайтесь по улице Андрея Рублева к улице Ленина. На маршруте вам встретятся:

  • Музей добра – частое заведение, основанное энтузиастом Николаем Поляковым. Музей расположен в доме купца Плеханова, выстроенном еще в 1906 году. Трудно поверить, но в 2010 году при реставрационных работах здесь отыскали самый настоящий клад. Некоторые драгоценности, посуда и прочие предметы быта из него стали экспонатами небольшого музея. Дополнили их сосуды, самовары и прочая старинная утварь, собранная лично автором музея.
  • Музей самоваров – который также стоило бы назвать Музеем утюгов. Создал его все тот же Поляков – его коллекция самоваров насчитывает более 400 экземпляров и является крупнейшей в РФ. Само заведение расположено в поместье Гришаева – здание тоже является памятником архитектуры 19 столетия.
  • Краеведческий музей. Это культурное место организовано также в усадьбе купца Облаева, еще одном памятнике архитектуры. Здесь можно поближе познакомиться с историей и развитием города, особенностями быта его жителей. Помогут в этом такие экспозиции как средневековый Городец, крестьянский и купеческий быт, народные промыслы, отдел природы и пр. Залов и экспонатов много, так что если вы планируете все их осмотреть, не планируйте больше на этот день никаких значимых мероприятий.
  • Дом графини Паниной. Музей расположен, соответственно, в усадьбе графа Панина. Пройтись по покоям местной знати будет очень занимательно – в некоторых сохранилась та же обстановка, что и столетия назад. представлены экспозиции музыкальная гостиная, зал частной коллекции, история костюма и другие.
  • Музей Городецкого пряника – а как же без него и без еще одной усадьбы, на этот раз купца Петелина. Здесь можно прослушать экскурсию и просмотреть экспозицию о том, как развивалось пряничное дело в городе, увидеть фотографии пряничных мастеров, изучить старинные пряничные доски и прочие инструменты для изготовления сладостей. правда, оригинальный рецепт теста и глазури вам не раскроют. Но зато познакомят с современным ассортиментом местной пряничной фабрики и покажут выставку-продажу. Потому сюда лучше отправляться в последнюю очередь перед отъездом, чтобы сразу же купить лакомые сувениры домой.
  • Детский музей на улице Купеческой. Здесь собраны самые разные игрушки и игры советских и постсоветских времен. Всеми игрушками когда-то играли дети, экспозиции собраны горожанами-энтузиастами. Маленьким туристам будет интересно осмотреть зал с экспозицией школьного класса советских времен. Никаких компьютеров, интерактивных досок и плазменных телевизоров – парты с откидной крышкой, грифельная доска и мел, наглядные пособия. Диковинка для подрастающего поколения.

Краткая история города

Точная дата основания Городца является спорной. Дело в том, что один из источников говорит, что его основал Юрий Долгорукий в 1152 году. По другим данным основателем считается Андрей Боголюбский, который положил начало городу в 1163 году.

Известно, что в 1238 году Городец был сожжен при нашествии войск хана Батыя. Однако к 1280 году его вновь восстановили, после чего город стал столицей Городецкого княжества. В этот период местным правителем был князь Андрей Александрович (Городецкий) – сын великого князя Александра Невского.

В период с 1341 по 1426 года Городец входил в состав Суздальско-Нижегородского княжества. В начале ХV века город подвергся нападению хана Едигея, который полностью разорил местность.

Новая жизнь Городца началась в конце XVI века – он стал развивающимся ремесленным поселком. Население занималось хлебопекарским делом, торговлей, изготовлением деревянных вещей. К концу XVIII века село было уже известно на всем Поволжье. Здесь появлялись новые ремесленные направления, развивалось судостроение.


Городец в конце ХVIII века

В XIX веке и начале XX Городец имел статус волосного села, однако, уже приобрел черты богатого купеческого города. Развитию способствовало активное судоходство, судостроение, мукомольное производство и пряничные заведения, глиняные и деревообрабатывающие ремесла, изготовление игрушек и различной утвари, украшенной характерной сюжетной росписью.

На заметку! Сюжетная «Городецкая роспись» появилась в 1870 году.

В Городце работали чугунолитейные и механические заводы, паровая мельница, верфи для строительства барж, кожевенные предприятия и лесопроизводства.

Статус города поселок получил только в 1922 году. В послевоенный период Городец получил новый виток развития – были реконструированы судостроительные заводы, открыта обувная фабрика и предприятие «Городецкая роспись». Здесь также построили Горьковскую ГЭС, которая связала город с противоположным берегом Волги.

Горьковская ГЭС

В настоящее время Городец является настоящей туристической Меккой. Он играет роль крупного транспортного узла и центра уникальных русских ремесел.

Общие сведения

В 1408 году город был сожжён Едыгеем. До этого в 1238 году город также сожгли войска Батыя, но тогда Городец сумел быстро восстановиться. После сожжения в 1408 году политическое значение Городца угасло. На Руси его именовали — Пустой Городец.

Со временем там вновь возникло поселение и в конце 16-го века волостное село Городец последовательно входило в состав Юрьевецкого и Балахнинского уездов. Во второй половине XIX века Городец становится богатым купеческим городом.

В Городце было несколько заводов, судостроительные верфи, паровая мельница, лесозаводы и пряничные заведения. Это было время расцвета села.

В новейшей истории, в 1922 году, Городец обрел статус уездного города.

История городецкой росписи

Мочесник для хранения пряжи. 1920-е гг.

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.

Городецкая роспись начала XIX века.

Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.

Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.


Познавательное видео посвященное появлению росписи на прялках.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.

Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.

Музей «Городецкий пряник»

Музей открыли в 2008 году в здании усадьбы купца Петелина. Экспозиции размещены в трех залах. Они рассказывают об истории городецкого пряника. Здесь выставлены доски для приготовления сладких изделий разных времен, лубяные короба для их хранения, а также различные виды пряников. Помимо городецких, в музее можно увидеть петербургские, тульские, архангельские, казанские и нюрнбергские лакомства, а также колоритные пряничные домики, которые никого не оставят равнодушным.

Городец издавна славился своим пряничным промыслом. Мед добывался в окрестных лесах у диких пчел. Затем в него добавляли сахар, патоку и различные пряности, в результате чего и появлялись уникальные по своему вкусу пряники, которые не портились месяцами. Городецкие лакомства отличались своеобразной печатью. Мастера изготавливали деревянные пряничные доски с изображением зверей, птиц и разнообразных узоров. В начале ХХ века в городе работало уже 16 пекарен. Пряники активно раскупались на Нижегородских ярмарках, а оттуда развозились по всей России.

Экспозиции музея «Городецкий пряник»

Кроме пряников и кухонной утвари, в музее выставлены самовары, старинная мебель, предметы для чаепития, образцы городецкой росписи.

На заметку! Для посетителей проводятся мастер-классы. Любой турист при желании может попробовать себя в пряничном деле.

Здесь можно приобрести ароматные и свежие пряники, а также деревянные доски для изготовления лакомства у себя дома.

Адрес: г. Городец, ул. Ленина, 2.Режим работы: вт-пт – с 10.00 до 17.00, сб-вс – с 10.00 до 16.00.

Детский музей

Этот музей понравится и детям и взрослым, но больше, скорее всего, все же взрослым. В музее действует три зала: «Русская народная игрушка», «Игрушка моего детства», «Земская школа села Городца Балахнинского уезда». Особый интерес для взрослых обычно представляет раздел «Игрушка моего детства», где представлены игрушки советского периода, начиная от простых резиновых пупсов и заканчивая электронными играми. В отдельном зале воссоздан класс Земской школы, и в нем можно сесть за парту и попробовать себя в роли ученика. Если позволит время, то обязательно пройдите мастер-класс по изготовлению из глины традиционной жбанниковской свистульки, которая будет отличным сувениром из Городца.

Время работы: вторник-пятница — с 10:00 до 17:00; суббота и воскресенье – с 10:00 до 16:00; по понедельниками и последняя пятница месяца – выходной

Входная плата: взрослые – 80 рублей / дети 40. Экскурсионное обслуживание – 550 рублей для группы до 5 человек. Мастер–класс по лепке глиняной свистульки взрослые – 160 рублей / дети – 80

Как добраться: ул. Ленина, 12 (музей на карте), телефон для заказа экскурсий 8(83161) 9-42-56; 9-28-49; 9-25-95

Городецкий вал

Городецкий защитный земляной вал является памятником древнерусского фортификационного искусства 12-го века. В те времена это земляное сооружение защищало городскую крепость от нападения, сооружение было масштабным, одним из самых крупных на Руси. Считается, что его протяженность была 2100 метров, высота вала 15 метров. К тому же вдоль укрепления проходил ров глубиной до 8 метров.

Сегодня от прежнего величия мало что осталось. Можно взобраться по едва заметной земляной насыпи и прогуляться по верху. И если бы не туристические таблички, указывающие о назначении места, его вполне можно было бы принять просто за естественный холм. Поэтому самостоятельное посещение этого места может вас разочаровать, но с рассказом экскурсовода экскурсия может быть достаточно интересной.

Время работы: круглосуточно

Входная плата: бесплатно

Как добраться: Городецкий вал раньше располагался на окраине города, но сегодня тянется прямо через жилые кварталы Городца. От исторического центра (музейного квартала) до него легко добраться пешком (городецкий вал на карте)

Земляной вал

Городецкий земляной вал был сооружен еще в XII веке. Он выполнял роль защиты от врагов и назывался земляной крепостью. Вал выглядел в виде двух земляных насыпей и рва. Он простирался с востока, севера и юга, его протяженность составляла около 2 км. Первоначальная площадь вала — 60 га. На сегодняшний день осталась только незначительная его часть – около 3,5 га.

Городецкий земляной вал

Городец – провинциальный старинный город, жители которого ценят историю своего края. Сюда обычно приезжают на один-два дня, чтобы осмотреть все достопримечательности и проникнуться атмосферой местных традиций и культуры.


С этим читают