Гончарная мастерская

Материалы гончарного производства

Выделка кирпича, фарфора и фаянса состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия глазурью. Основным материалом для выделки гончарных изделий служит глина. Предпочтительно пользоваться «горшечной» глиной, обладающей должной вязкостью и таким температурным сопротивлением, которое отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокой степенью пластичности, в неё всегда добавляют другие материалы из-за быстрого и неравномерного сжатия при обжиге. Для самых простых изделий употребляются песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожжённой заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но, так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то к массе добавляют какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твёрдым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных гончарных изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щёлочи, гипс и подобные примеси, которые, могут иметь положительный эффект на спекаемость массы и прочность изделий; тем не менее, необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зёрен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных гончарных изделий добытая глина оставляется на один или два года на воздухе или в воде[источник не указан 2694 дня], после чего мнётся в деревянных ящиках, а на фабриках — машинами, чем очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокой или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в месильные машины. При вращении ножи машины разрезают куски глины, причём проходящая через камеру с глиной струя воды уносит с собой мелкие частицы в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается. Тёплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает глину, чем холодная.

Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при определённых задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится либо насухую, ножами, либо с помощью воды. Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков, для избавления от которых массу утрамбовывают ногами или специализированными машинами.

Формовка изделий

См. также: Черепица, Изразцы, Дренажная труба и Горшок

Огнеупорные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи.

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают. Затем шликер заливают в просушенные формы, чаще рассчитанные на несколько заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. Для поддержания требуемого объёма в форму по мере надобности доливают шликер. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь.

Плавильные тигли должны быть одного размера, поэтому для их производства также используется формовка. В XIX веке тигли для плавления стали приготовляются прессованием: отполированную чугунную форму набивают глиной, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля для уплотнения массы.

Практические советы по изготовлению ножного круга

Сделать такой гончарный круг не составит большого труда, если знать главные принципы и требования. На них мы и остановимся. Из каких узлов состоит гончарный круг и какие к ним требования?


Каркас

Несущая рама, к которой крепятся все остальные детали механизма. Главные требования к каркасу – жесткость и устойчивость. На него воздействуют большие нагрузки, в том числе и динамические. Если во время изготовления поделок из глины станок дергается, то это становится причиной появления брака. 

Основные элементы каркаса

Для изготовления нашего каркаса потребовалось два метра доски 40×200 мм и семь метров бруска 40×50 мм. Прочность ног станка увеличивается перемычками, все соединения сделаны в полдерева, из метизов применяются саморезы и болтики. Под маховик диаметром 1 м расстояние между ножками рамы должно быть не менее 60 см, в противном случае он не впишется в свободное пространство и придется вносить коррективы в конструкцию. 

Ось

Мы ее делаем из трубы Ø 25 мм, на нее как раз отлично одеваются подшипники. Длина оси 83 см. Верхний подшипник в закрытом корпусе и полностью герметичный, такие используются на сельскохозяйственной технике отечественного производства. Найти их в деревне не проблема. Нижний подшипник роликовый упорный. Ресурс работы таких подшипников огромен, на гончарном станке они будут работать вечно, если умышленно не заливать водой и не бить кувалдой. 

Ось изготавливается из металлической трубы

Под нижний подшипник высверливается посадочное отверстие Ø 52 мм и плотно забивается обойма. В верхней планке рамы делается сквозное отверстие, к ней фиксируется верхний подшипник вместе с корпусом. 

Рабочий диск

Делается из нескольких слоев фанеры, общая толщина диска не менее пяти сантиметров. Если он тонкий, то ось фиксируется лишь снаружи, а диск по время работы шатается. Как показывает практика, ось должна входить в диск на глубину не менее трех сантиметров, только так обеспечивается прочность посадки. 

Рабочий круг склеен из фанеры

По центру высверливается технологическое отверстие для трубы (несквозное) и прикручивается металлический фланец со стопором. За счет этого элемента верхний диск жестко фиксируется к торцу трубы и вращается вместе с ней. 

Маховик


Его можно делать сплошным из досок или пустым из листовой фанеры. Первый вариант дорогой и трудоемкий, второй намного проще. В дальнейшем пустая полость маховика наполняется песком, он становится тяжелым и отлично справляется со своими задачами. 

Маховик можно сделать пустотелым, а затем заполнить песком

Из фанеры толщиной 9 мм надо электрическим лобзиком вырезать два одинаковых круга и стянуть их между собой при помощи небольших деревянных брусков. От их размеров зависит толщина и, соответственно, вес маховика

По периметру на саморезы прикручивается полоска фанеры толщиной 4 мм, перед прикручиванием поверхности надо обязательно смазать столярным клеем. Чем тяжелее моховик – тем больше он накапливает кинетической энергии, что очень важно для работы на станке. К оси элемент фиксируется металлическим фланцем, установленным точно по центру круга. 

Металлический фланец должен находится точно в центре маховика

Советы по сборке станка

После того как все узлы и детали подготовлены, можно приступать к сборке. 

Шаг 1. Присоедините к ножкам нижнюю доску каркаса. Она фиксируется болтиками, сильно затягивать не надо, это делается только после сборки и проверки всех элементов. 

Болтами прикручивают доску к нижней части каркаса

Шаг 2. Установите в отверстие обойму нижнего упорного роликового подшипника. 

В отверстие на нижней доске вставляют обойму подшипника


Шаг 3. Наденьте на маховик ось, поставьте шайбу для регулировки высоты. Установите собранный узел на место. 

Маховик с осью устанавливают в каркас

Шаг 4. Поставьте верхнюю планку. Наденьте ее на ось, к ножкам прикрутите болтами. 

Верхнюю планку тоже прикручивают болтами

Прикрутите верхний шариковый подшипник к планке, застопорите ось во фланцах. 

Шаг 5. Присоедините к оси верхний рабочий диск. Поставьте упорную перемычку для ног. 

Установка рабочего диска

Шаг 6. Затяните до упора нижние болты. Для повышения жесткости конструкции по диагонали следует поставить еще один упор. Можно использовать обыкновенный деревянный черенок от штыковой лопаты. 

Усиливают каркас распорками

Шаг 7. Засыпьте в маховик песок, закройте отверстие. На станке можно начинать работать. 


Отверстие в маховике закрывают планкой

Обжиг

Основная статья: Обжиг

Дополнительные сведения: Керамика

Большая печь для обжига керамики (Бардон-Милл, Великобритания)

В узком смысле слово керамика (др.-греч. κέραμος — глина) обозначает глину, прошедшую обжиг. Таким образом, под керамикой понимают изделия из неорганических материалов (чаще глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Обжиг изделий из керамических материалов может быть осуществлён различными методами, однако наиболее традиционный способ — обжиг в печи.

В процессе обжига происходят необратимые изменения в заранее отформованных и покрытых глазурью изделиях — только после обжига исходный материал становится керамикой. Под действием высокой температуры в шликере происходит спекание или сплавление более крупных частиц в местах их соприкосновения (контакта) друг с другом. В случае производства фарфора, где применяются материалы с различными физическими, химическими, минералогическими свойствами компонентов и более высокие температуры обжига, плавится только часть компонентов.

Во всех случаях материалы, используемые для изготовления объектов обжига и режим термообработки должны соответствовать технологии производства. В качестве приблизительного ориентира, обычно, используют следующие температурные диапазоны:

  • обжиг изделий из глины приблизительно от 1000 °C (1830 °F) до 1200 °C (2190 °F);
  • для керамических изделий приблизительно от 1100 °C (2010 °F) до 1300 °C (2370 °F);
  • для изделий из фарфора приблизительно 1200 °С (2190 °F) до 1400 °С (2550 °F).

Величина максимальной температуры и длительность процесса обжига оказывают влияние на качественные характеристики полученной керамики. Максимальную температуру в печи зачастую поддерживали постоянной в течение определённого периода времени, с целью придания конечной продукции «производственной зрелости», которая необходима материалу, составляющему основу изделия.

Кроме того, на внешний вид готового изделия может влиять состав атмосферы в печи во время обжига. Окислительные свойства атмосфере внутри печи придают путём введения (нагнетания) воздуха в печь. Таким образом, в процессе обжига можно вызвать окисление глины и глазури. И наоборот: восстановительные свойства атмосферы внутри печи воспроизводят посредством ограничения притока воздуха в печь. Таким способом возможно удалить кислород с поверхности глины и глазури. В результате можно регулировать свойства атмосферы внутри печи с целью оказать влияние на внешний вид изделия и для получения сложных эффектов в глазури. Например, некоторые содержащие железо глазури под действием окислительных свойств атмосферы обжига приобретают коричневый, а под действием восстановительных свойств — зелёный цвет.

Печи для обжига могут быть нагреты при сжигании древесины, угля и газа или электричества. При использовании в качестве топлива угля и древесины в печи образуется много дыма, сажи и пепла, которые могут испортить внешний вид незащищённых изделий. По этой причине в печи, использующие в качестве топлива дрова или уголь, часто помещают специальный садок с крышкой, чтобы защитить от загрязнения керамические изделия внутри коробки. Современные печи, использующие в качестве источника тепла газ или электроэнергию, намного чище, и их состояние легче контролировать, чем старые дровяные или угольные печи.

В западной технологии имитации традиционных японских предметов из обожжёной глины, изделия удаляются из печи в горячем состоянии и помещаются в пепел, бумагу или щепу, которая придаёт им характерный карбонизированный внешний вид. Этот метод также используется в Малайзии при создании традиционных Labu sayung.

Формовка изделий

См. также: Черепица, Изразцы, Дренажная труба и Горшок

Огнеупорные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи.

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают. Затем шликер заливают в просушенные формы, чаще рассчитанные на несколько заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. Для поддержания требуемого объёма в форму по мере надобности доливают шликер. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь.

Плавильные тигли должны быть одного размера, поэтому для их производства также используется формовка. В XIX веке тигли для плавления стали приготовляются прессованием: отполированную чугунную форму набивают глиной, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля для уплотнения массы.

Обжиг

Основная статья: Обжиг

Дополнительные сведения: Керамика

Большая печь для обжига керамики (Бардон-Милл, Великобритания)

В узком смысле слово керамика (др.-греч. κέραμος — глина) обозначает глину, прошедшую обжиг. Таким образом, под керамикой понимают изделия из неорганических материалов (чаще глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Обжиг изделий из керамических материалов может быть осуществлён различными методами, однако наиболее традиционный способ — обжиг в печи.

В процессе обжига происходят необратимые изменения в заранее отформованных и покрытых глазурью изделиях — только после обжига исходный материал становится керамикой. Под действием высокой температуры в шликере происходит спекание или сплавление более крупных частиц в местах их соприкосновения (контакта) друг с другом. В случае производства фарфора, где применяются материалы с различными физическими, химическими, минералогическими свойствами компонентов и более высокие температуры обжига, плавится только часть компонентов.

Во всех случаях материалы, используемые для изготовления объектов обжига и режим термообработки должны соответствовать технологии производства. В качестве приблизительного ориентира, обычно, используют следующие температурные диапазоны:

  • обжиг изделий из глины приблизительно от 1000 °C (1830 °F) до 1200 °C (2190 °F);
  • для керамических изделий приблизительно от 1100 °C (2010 °F) до 1300 °C (2370 °F);
  • для изделий из фарфора приблизительно 1200 °С (2190 °F) до 1400 °С (2550 °F).

Величина максимальной температуры и длительность процесса обжига оказывают влияние на качественные характеристики полученной керамики. Максимальную температуру в печи зачастую поддерживали постоянной в течение определённого периода времени, с целью придания конечной продукции «производственной зрелости», которая необходима материалу, составляющему основу изделия.

Кроме того, на внешний вид готового изделия может влиять состав атмосферы в печи во время обжига. Окислительные свойства атмосфере внутри печи придают путём введения (нагнетания) воздуха в печь. Таким образом, в процессе обжига можно вызвать окисление глины и глазури. И наоборот: восстановительные свойства атмосферы внутри печи воспроизводят посредством ограничения притока воздуха в печь. Таким способом возможно удалить кислород с поверхности глины и глазури. В результате можно регулировать свойства атмосферы внутри печи с целью оказать влияние на внешний вид изделия и для получения сложных эффектов в глазури. Например, некоторые содержащие железо глазури под действием окислительных свойств атмосферы обжига приобретают коричневый, а под действием восстановительных свойств — зелёный цвет.

Печи для обжига могут быть нагреты при сжигании древесины, угля и газа или электричества. При использовании в качестве топлива угля и древесины в печи образуется много дыма, сажи и пепла, которые могут испортить внешний вид незащищённых изделий. По этой причине в печи, использующие в качестве топлива дрова или уголь, часто помещают специальный садок с крышкой, чтобы защитить от загрязнения керамические изделия внутри коробки. Современные печи, использующие в качестве источника тепла газ или электроэнергию, намного чище, и их состояние легче контролировать, чем старые дровяные или угольные печи.

В западной технологии имитации традиционных японских предметов из обожжёной глины, изделия удаляются из печи в горячем состоянии и помещаются в пепел, бумагу или щепу, которая придаёт им характерный карбонизированный внешний вид. Этот метод также используется в Малайзии при создании традиционных Labu sayung.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело – это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка

Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление


С этим читают