Схемы гобелена своими руками: плетение для самых-самых начинающих

Изготовление

Перед тем как начать делать гобелен собственноручно, мастерицам стоит изучить самостоятельное создание подобия ткацкого станка, то есть подрамника, который будет и основой, и декоративным обрамлением изделия. Для конструкции потребуются деревянные или бамбуковые палочки, маленькие гвоздики с молотком, а также быстросохнущий клей. Вымерив размеры шпалеры, необходимо перенести их на деревянные заготовки. К примеру, для квадратного гобелена со сторонами по 30 сантиметров удобной будет рамка шириной 50 сантиметров и высотой 70 сантиметров. Каркасные составляющие вырезаются таким образом, чтобы каждая пара в углу соединялась в треугольник. Между собой они затем фиксируются либо гвоздями, либо при помощи клея.


Далее по верхней и нижней планке необходимо симметрично вбить гвоздики в один или два ряда. Один ряд больше подходит для детей, но взрослые мастера традиционно используют именно два. Лучше прежде сделать карандашную разметку и действовать молотком аккуратно, чтобы не разрушить деревянный каркас. Промежутки между гвоздиками зависят от толщины основы: шпагата или льняной нити. Принято сохранять сантиметровый промежуток в первом случае и пятимиллиметровый – во втором.

На следующем этапе необходимо натянуть шпагат. Надежно зафиксировав его вокруг первого верхнего гвоздя, требуется опуститься вниз и обвернуть вокруг первого нижнего, после чего перейти ко второму верхнему гвоздику. Аналогичным образом обрабатывается вся рамка, но на последнем участке кончик оборачивается несколько раз, после чего подрезается.

Подготовив станок, необходимо заправить в него шерстяную нить и приступить к непосредственному плетению. Стоит добавить, что в том случае, когда рамке предстоит остаться декоративным обрамлением гобелена, гвоздики следует вбивать на ее изнаночной стороне. Иногда нити основы просто наматываются на горизонтальные планки рамки.

Любой мастер-класс по созданию гобелена в домашних условиях будет, по сути, требовать пошагово выполнять одни и те же шаги. Определившись с оттенком нитей, следует разобраться с существующими способами плетений, которых огромное количество.

Наиболее простым является полотняный, когда рабочая нитка проходит через нитки основы через одну.

Эскиз удобнее будет зафиксировать на рамке так, чтобы нити основы были выше. Для объемного плетения подойдет использование «косичек», чередующихся с обычными рядами, либо же завязывание узелков. Здесь же пригодится и ковровая техника, то есть фиксация отдельных фрагментов пряжи на нитях основы.

В целом еще до того, как работать со станком, есть смысл изучить менее сложные техники, к примеру, создание гобелена на картоне в виде круга в рамке. В первую очередь из плотного картона вырезается круг при помощи тарелки или крышки кастрюли. Нитки для работы подойдут любые, за исключением махровых и акриловых разновидностей, отличающихся излишней «тянучестью». На окружности делаются насечки, а рабочая нить закрепляется узелком в одной из них. Нитка подгибается таким образом, чтобы работа всегда осуществлялась на лицевой стороне.

Создание нетканого гобелена на тканевой основе требует использования хлопчатобумажного полотна со сторонами, равными 50 сантиметров, специального крючка, ножниц, пяльцев и цветных синтетических нитей. Ручка или фломастер позволят нанести рисунок на изнанку ткани. Зафиксировать основу на пяльцах, следует вдеть нитку в крючок, возможно, воспользовавшись тонкой проволокой

Нитка вводится в поверхность, пока не образуется петля, причем очень важно отслеживать ее натяжение. Движения должны быть возвратно-поступательными, а игла направляться только строго вниз

Еще одним необычным способом считается изготовление совсем упрощенного нетканого гобелена, что идеально подойдет для детского творчества. В качестве основы применяется войлок, драп или сукно, на которые после наклеиваются кусочки таких же тканей, но других цветов, создающие рисунок. К примеру, на войлочном полотне фиксируются вырезанные из драпа дом, солнце и дерево. Далее один синтетический шнур слегка распускается и используется для формирования веток, а другие применяются для облаков. Швы выполняются по длине войлока с сохранением промежутка от 2 до 5 миллиметров.

Начало работы. Способы нанесения стежков

Прежде чем приступить к выполнению вышивки изображения, надо подготовить иглу для работы. Для этого нужно выбрать нить, с которой будет начата вышивка. Нетканый гобелен может включать в себя нити разных диаметров, поэтому необходимо учитывать это при работе. Нужно продеть нить сквозь полую ручку и иглу, а затем заправить в отверстие на кончике. Далее необходимо определить длину ворса на лицевой стороне гобелена и отрегулировать иглу на нужную длину петли фиксатором.Накладывать стежки можно двумя способами:

  1. Штриховой метод. Представляет собой параллельное расположение стежков сверху вниз, а затем вверх. Стяжки накладываются строго в заданной последовательности и заполняют все полотно слева направо.
  2. Контурный метод. Заключается в наложении стежков по контуру цветового сегмента. В этом случае срез иглы располагают по ходу движения, направление которого идет сверху вниз по спирали, сужающейся к центру.

При работе иглой не следует оставлять слишком длинную нить во избежание ее спутывания. Если работа по вышиванию сегмента закончена и требуется сменить нить, то, совершив завершающий прокол, надо вынуть иглу и отрезать нить, оставив кончик, длина которого не должна быть меньше одного сантиметра.

Холсты для живописи

Льняной холст – самый распространенный вид ткани, используемой художниками в качестве основы для живописи. Льняной холст обладает большой прочностью и стойкостью к атмосферному влиянию.

Льняные холсты, изготовленные из пряжи длинного волокна, имеют ровную по толщине нить. Менее качественные холсты изготовливаются из отходов первичной обработки льна.

Среди прочих натуральных холстов, использующихся в настоящее время для живописи, можно выделить хлопчатобумажный холст. В отличие от льняного хлопчатобумажный холст менее прочен, больше поглощает влагу, в натянутом состоянии со временем подвержен провисанию. Бортовка или суровое полотно изготавливается из отходов первичной обработки льна. Нить такого холста неравномерна по длине и толщине, а сам холст непрочен.

При неравномерной толщине нитей реакция на температуру и влажность в различных частях холста неодинакова, что нарушает сцепление с грунтом и может вызвать разрушение красочного слоя.

Плетение нитей холста

Самым распространенным плетением является полотняное – последовательное чередование основных и поперечных нитей.

Зернистость холста

Зернистость ткани определяется толщиной нити. Разделяют мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые холсты.

Мелкозернистый холст идеален для гладкой тонкослойной живописи. Для пастозной живописи удобнее использовать крупное зерно. И дело здесь не только в общем восприятии самой работы и фактуры основания. Крупнозернистый холст способен выдерживать нагрузку фактурной живописи без деформации.

Для крупноформатных работ следует выбирать холсты большей зернистости, чтобы предупредить возможное провисание из-за тяжести красочного слоя.

Еще давно люди украшали свои жилища картинами из ткани, которые изображают истории из жизни человека или животных. Такие картинки из ткани называют гобеленами. Тканую картинку или коврик можно сделать самому, имея под руками нужные инструменты и материалы. Изучив нашу статью, вы узнаете, как создать такое изделие своими руками. Гобелены — картинки находящиеся в рамах, теплые и красочные, они способны украшать даже маленькое пространство вашего жилища и сделать его только уютнее.

Начать учиться ткать не тяжело и даже если вы плохо рисуете, то ваше терпение, а главное сильное желание, рано или поздно приведут к положительным результатам. Для одних, возможно, это может стать новой профессией, а для других просто хобби.

Такие изделия можно не только просто выткать, но и вышивать. Для этого вам понадобится крепкая ткань, типа хлопчатобумажной или льняной . Купите в специальном магазине все нужное. Нити можно брать любые, главное, чтобы они были очень крепкие и толстые. Тонкую нитку можно сложить в два раза раз, чтоб при создании стежка она полностью закрыла основание. Чтоб вышивать гобеленовые картинки своими руками, вам будут нужны пяльцы для натяжения ткани.

Стежок рассматривается как часть элемента стежка вышивки крестиком. Начинается вышивка первого шага из верхнего правого уголка и заканчивается в левом углу снизу. Таким образом, переходит к следующему шагу, направляясь слева направо. Стежки плотно располагаются друг к другу, ведь основание не должно просвечиваться.

Технология изготовления тканного гобелена

Для изготовления тканого мини-гобелена понадобится:

  • нити – различных цветов и фактур,
  • деревянная рамка или ткацкий мини-станок,
  • вилка,
  • ножницы.

Этапы работ:

  • Для начала берем деревянную рамку или доску. Размером в 2 раза больше по длине и 3 раза по высоте, чем будущий гобелен. По краям рамки забиваем гвозди. Расстояние 2-5 мм, в зависимости от толщины нитей.
  • Делаем нить-основу. На гвозди поочередно наматываем нить. Далее, горизонтально закрепляем уточную нить, с помощью узелка. Начинаем плести гобелен. Меняя нити, в зависимости от желаемого рисунка. Вилка поможет уплотнить структуру гобелена. В конце гобелен облагораживают бахромой, косичками или кисточкой.
  • Чтобы сделать кисточки для оформления краев гобелена, нужно сложить 4-6 нитей пополам, обвязать нитью и прикрепить к краю гобелена, с помощью любого узла.
  • Для бахромы следует нарезать нити длиной в два раза больше, чем требуемая бахрома.  Эти кусочки пряжи прикрепляют к концу гобелена с помощью вязального крючка или иголки. По желанию бахрому украшают бусами.

Способы переплетения нитей при изготовлении гобелена:

  • Полотняный  — самый распространенный способ плетения. Уточная нить пропускается через основную одна через одну.
  • Узорообразующий – уточная нить сделана из шерсти, каждая нить обкручивается вокруг основной два раза.
  • Саржевый – уточная нить прокладывается только между нечетными основными нитями.
  • Египетский – справа налево оплетаем основную нить уточной, а затем уточная нить уходит вниз. Получается фактура в виде столбиков. Хорошо подходит для изображения рельефных объектов.
  • Греческий способ используется в сочетании с гладким плетением, потому что сам по себе очень рыхлый. Используют яркие и объемные нити. Уточные нити переплетаются между собой в виде плетенки.
  • Вязка – шерстяные нити прокладывают справа налево. Первый ряд плетем полотняным способом, затем уточная нить заводится за основную и создается петля, через которую выводится уточная нить. Создается рельефная поверхность, напоминающая плетение.
  • Сумаховый – две основные нити обкручиваются уточной два раза с изнанки наружу и выводятся  через две основные нити вперед.  Создается фактура столбиков.
  • Ковровый – уточная нить разрезается на небольшие кусочки 4-6 см. На две основные нити прикладываем такой отрезок серединой, а концы заворачиваем. После одного такого ряда следует выполнить ряд полотняного плетения. Излишки ворса обрезаются и плетению придается желаемая форма.

Способы соединения уточной нити между собой:

  • Для создания четкой границы рисунка используют  соединение уточной нити, при котором плетение нужного цвета доводят до границы, а потом соединяют между собой, продолжая плетение.
  • Возможен способ, когда основная нить лежит на границе переплетения двух цветов. Нить основы прокладывают до границы, а потом отгибают и плетут назад и так далее. С другой стороны уточную нить другого цвета прокладывают также.
  • Паласовое соединение используют для получения четкой и ровной линии. При этом уточные нити вообще не соединяются и между ними образовывается промежуток. Такой способ применяют редко, так как щели между разными цветами приходится зашивать обычными  нитками.
  • Способ компенсированного соединения – уточные нити соединяются между собой  и плавно переходят с одного цвета в другой.

Еще одним видом тканого гобелена является круговой гобелен, который используют как коврик или вешают на стену. Круговой гобелен отличается от прямоугольного формой и техникой выполнения пленения. В прямоугольном гобелене пленение совершается снизу вверх, а в круговом по кругу. Для круговой опоры используют даже гимнастический обруч, либо вырезают круг из плотного материала.

Для изготовления кругового гобелена в домашних условиях понадобится:

  1. Картон.
  2. Пряжа для вязания и хлопковые нити. Обязательно разных цветов и структуры.
  3. Толстая игла для пряжи.
  4. Вилка деревянная, если нету – обычная.
  5. Ножницы.

Этапы работы над гобеленом:

  • Из плотной бумаги вырезаем круг, диаметром 30-40 см.
  • По диаметру круга делаем надрезы на 2 см. Расстояние между надрезами 2-3 см.
  • Натягиваем хлопковую нить-основу на круг. Нить-основа не будет видна в конце, поэтому ее цвет неважен.
  • Продеваем нить в иголку и закрепляем нить-основу в центре круга. Делаем стежки, затем переходим на полотняное плетение.
  • Пропускаем уточную нить через каждую нить-основу, таким образом совершая плетение по кругу. Делаем так 25-30 раз.
  • С помощью вилки уплотняем и разравниваем нити.
  • Меняем цвет нити. Чтобы закрепить новую нить, делаем узел или закручиваем за нить-основу.
  • Пропускаем белую нить через две нити основы.
  • Чередуем цвета по своему усмотрению.

Фантазия здесь безгранична. Возможность выбора разных цветов и фактур.

Фото гобелен круглый:


Технология изготовления гобелена ручной работы

  1. Определиться с видом и размерами гобелена. Под видом подразумевают не только рисунок, но и вид ткани, метод укрепления гобелена на стену. Подход к выбору размера очень важен, потому как для создания больших гобеленов своими руками больше подойдут одни ткани и рисунки, для маленьких гобеленов — иные.
  2. Подумать, как лучше всего обработать ткань: на швейной машинке или вручную. Выбор опирается не только на присутствие машинки, необходимо еще учитывать тип и плотность ткани. Определить, будут ли применяться отделочные материалы, подкладка либо набивочный материал, метод крепления гобелена.
  3. В зависимости от веса и плотности ткани, может быть, придется применять подкладку из плотной ткани, материал набивочный, которые смогут обеспечить жесткость и благодаря которым работа не станет собираться в складки. Если планируется повесить гобелен на карниз, тогда необходимо приобрести и его, еще нужно не забывать о канте (если будут обрабатываться оверлоком края работы).
  4. Разложить все материалы с инструментами на рабочем месте. Убедиться еще раз, что ничего не забыли.
  5. Подвернуть на изнанку ткань с боковых и нижней сторон. Прострочить на машинке либо пришить вручную. Если применяется заготовка для гобелена (существуют и такие), подвернуть кромки без рисунка, которые изготовитель специально оставляет свободными. Ширина нижней и боковых кромок обычно равняется 15 мм, сверху запас немного больше, чтобы была возможность сделать кармашек для карниза.

Если планируется повесить гобелен на карниз, тогда нужно подвернуть назад верхнюю кромку и пристрочить, убрав лишнюю ткань внутрь кармашка. Во время изготовления кармашка нужно обязательно учитывать толщину карниза, в ином случае нужно будет потратиться еще на 1 карниз или потратить немало времени, чтобы переделать работу.

  1. Если ткань, которая используется для выполнения гобелена ручной работы, не очень плотная, нужно взять подкладку. Размер подкладки должен быть соответствующим размеру гобелена. Плотная ткань накладывается на изнаночную сторону гобелена, затем пришивается. Нужно следить, чтобы подкладка была ровная и не приводила к появлению складок на лицевой стороне изделия. Если гобелен помещать в раму либо вешать непосредственно на стену, тогда верхняя его кромка обрабатывается так же, как низ и боковые стороны (в таком случае кармашек не потребуется).
  2. Если тканевая подкладка не предоставляет необходимую жесткость, можно воспользоваться фанерой. Вырезать фанеру нужно по размерам готовой работы. Нужно учитывать, что, если гобелены своими руками крепить на карнизе, тогда между началом кармашка и верхней кромкой фанеры нужно оставить зазор шириной 10-15 мм. Прикрепить гобелен к фанере при помощи клея, кнопок либо же степлера.
  3. Жесткость можно добавить и при помощи набивки. Положить набивочный материал на лицевую сторону гобеленной ткани, сверху поместить подкладку. Прострочить по нижней и боковым кромкам, вывернуть наизнанку и обработать верхнюю кромку. Если изделие будет помещаться в рамку либо же крепиться на стене, тогда верхний край необходимо сшить вручную при помощи стачивающей строчки. Если есть желание, можно обшить края кантом.
  4. Сделать отделку картины при помощи лент. Еще можно скомбинировать гобелен с фото либо же использовать иные декоративные элементы.

Желаем удачи и творческих успехов!

Характерная черта гобеленовой техники

Вышивка гобеленов популярна среди мастериц-рукодельниц. Они используют термин «набивка», «вышивка петлей» для техники вышивания. Применяют специальный вид швов – «гобеленовый», где использованы нити различного оттенка. Вышивальщицы используют полотно или мелкую канву. В зависимости от художественного замысла используют:

  • шерстяные нитки разного цвета и сложения;
  • хлопковые волокна;
  • шелковые нити.

Схемы своими руками

Важно! В иглы вдевают нити от одного до нескольких цветов, добиваясь перехода оттенков. Размер ушка должен быть достаточным, чтобы продеть несколько нитей

Стежки ведут в одну сторону при условии, что нет исключений по схеме рисунка.

Производство

Мастера для ручного ткачества используют раму с натянутыми на ней нитями основы. Они используются любых оттенков, потому что останутся незаметными под слоем цветных волокон узора, которые вплетаются перекрестным методом. В основном применяется от 3 до 6 нитей.

Первый механический станок появился в XIX веке благодаря французу Жозефу Жаккарду.

Он работал по такому же принципу, как ручной, но производительность увеличилась. Гобелены стали дешевле и доступнее.

Сложный рельефный орнамент получают при помощи нескольких технологий:

  • Протягиваем цветных уточных нитей, которые наращивают полотно и сразу образуют узор;
  • На ткацких станках перекрестным переплетением;
  • С соблюдением техник ручного производства.

Что такое гобелен?

Для начала выясним, что такое гобелен. Гобеленом называют отдельный вид декоративно-прикладного искусства, который позволяет создавать безворсовые ковры или картины с реалистичными орнаментами. 

Искусство создания гобелена имеет очень древнюю историю. Предметы, созданные в технике гобеленовой вышивки, были обнаружены в гробницах египетских фараонов, описаны в поэмах античных авторов.

В средневековой Европе искусство было очень популярно, изделия производили как частные мастера, так и фабрики. 

Название «гобелен» вошло в обиход в XVII в. Французы, братья по фамилии Гобелен, открыли ткацкую мануфактуру, производившую различные текстильные изделия. С этого времени повсеместно все образцы художественного ткачества стали в обиходе называть гобеленами.

В России до названия «гобелен» подобные изделия назывались исключительно  словом «шпалера», пришедшим из польского языка. В научной литературе о ткачестве он до сих пор более популярен, чем гобелен. 

Но в народ ушло именно французское название, им условно стали называть любой материал, сотканный с рисунком и предназначенный для картин, ковров, мебельной обивки, скатертей, предметов одежды.

Первоначально под гобеленом понималось ручное художественное ткачество, но постепенно к этому виду ремесла стали относить и изделия, выполненные на станках. 


Говоря о развитии этого вида искусства в России, стоит упомянуть, что вплоть до начала XVIII века русские не занимались производством гобеленов. Первый гобелен был подарен французскими послами российскому императору. Это был ковёр с вытканным сюжетным узором.

По указу Петра Великого в Санкт-Петербурге (не без помощи тех же французов) была открыта шпалерная фабрика, которая производила уникальные и дорогие изделия. Ковры, портреты, обивки для стен и мебели, скатерти стали быстро набирать популярность.

Ими украшали дворцы и дома богатых людей, преподносили в дар, но большинству россиян такие изделия были не по карману. В конце XVIII столетия спрос на гобелены стал снижаться.

В современном мире гобелены вновь набирают популярность, себестоимость изделий уменьшилась за счет изобилия расходных материалов и машинного производства. 

Но рукодельниц стало интересовать именно ручное художественное ткачество и гобеленовая вышивка, что говорит о том, что искусство продолжает оставаться актуальным. 

Гобеленовый шов: схемы исполнения

Перед тем, как вышить гобелен, стоит ознакомиться не только с техникой работы, но и со множеством ее схем. Существуют множество вариантов, для осуществления которых используются как обычные нитки, так и бисер или же бусины.

Наиболее известный и легкий – косой шов

Обратите внимание! Если разобраться в схемах техники гобеленовой вышивки самостоятельно не удается, то можно научиться путем просмотра видеороликов по мастер-классу данного вида рукоделия

Косой гобеленовый

Косой шов используется для усовершенствования всего фона картины. Им заполняют небольшие пространства готовой работы, переходы от одного цвета нити к другой и другие небольшие дефекты.

Перед началом работы каждую клетку ткани визуально делят на четыре части по углам. Сначала вдевают иглу в правый нижний угол, затем вдевают ее в правый верхний угол, вытаскивают с изнаночной стороны из левого нижнего угла и заканчивают в левом верхнем углу.

Шов «колодки» или с прокладкой

Следующий способ гобеленового шитья называется «колодка». Закрепленную нить нужно вывести на середину клетки. Затем поочередно выводить иглу из левого угла в соседний правый.

Весь остальной ряд и оставшиеся вышиваются тем же способом. В результате получатся очень плотные крестики, справиться с которыми может и начинающая рукодельница.

Выполнение захватывающего шва

Захватывающий шов станет незаменимым штрихом для объемных вышитых картин. Они нужны для придания готовой работе рельефности. Стежки должны иметь параллельный перекос в одну сторону и не касаться друг друга с лицевой стороны полотна.

Чтобы добиться такого шва, работу начинают с верхнего правого угла и проводят диагональный стежок к такому же углу следующего квадратика.

Континентальный стежок

В верхнем правом углу вытаскивают иголку с нитью и проводят диагональ вниз. Следующий стежок выполняют в клетке, что находится на одну ниже и на 2 влево, чем рабочая.

После того, как ряд будет вышит, нужно перевернуть работу и проделать такой же маневр с оставшимися рядами.

Плавный захватывающий шов

Плавный шов захвата применяется для умеренного перехода одного оттенка картины к другому. По своей форме он может быть как прямым, так и с перекосом. Длина стежков зависит от формы узоров вышивки, можно использовать крупные полукресты или мелкие обычные захваты.

Сначала нужно закрепить нить на полотне, и с самого нижнего угла слева верхнего ряда начинать вводить иголку в верхний угол справа следующего ряда. Закончив ряд таким же методом, шьют в обратном направлении. Стежки конечной вышивки должны будто перекрывать друг друга.

Вертикальные гобеленовые стежки

Вертикальные или прямые стежки нередко применяются для создания гобеленов. Их можно создать с помощью уже проложенных швов или с самого начала.

Игла должна выводиться из верхней части клеток. Для того, чтобы перейти к другому нижнему ряду, необходимо продеть иглу с обратной стороны канвы в верхний угол следующей линии. Стежки должны вышиваться по направлению с нижнего края вверх. Между ними нужно стараться не оставлять пустот и просветов.

Для крупных работ используют удлиненный шов

Важно! Необходимо постоянно следить за прямотой швов, нельзя допускать их перекоса. Стежки должны быть параллельны друг другу

Удлиненный шов

Для выполнения объемных по масштабу работ используется удлиненный шов. Его стежки можно наклонять под любым градусом, главное – держать параллель между ними. Сначала нужно вывести иголку с рабочей нитью с изнаночной стороны сверху угла первого ряда и провести ее вниз угла нижнего второго ряда.

Вышивать в таком порядке необходимо до окончания картины

Очень важно в процессе работы не забывать и поддерживать ткань в ровном состоянии, а также следить за параллельностью стежков. Нитка должна полностью покрыть все просветы на полотне, но использовать толстую шерстяную нить не стоит, так как из-за нее могут появиться катышки

Как соткать мини-гобелен, мастер-класс по ткачеству

В интернете можно отыскать тему «Практическое руководство по плетению гобелена». Это книжки, которые вам предлагают приобрести.

На мой взгляд, практически нет разницы между мини-гобеленом и простым гобеленом. Техника ткачества всегда одинаковая. Разница заключается лишь в том, что для мини-гобелена нужно делать более маленький рисунок (эскиз) . Для этого расстояние между натянутыми нитками основания должно быть меньше и составлять всего пять мм.

Это значительно усложнит работу и поэтому для того, чтобы создать действительно хорошее изделие, может потребоваться больше времени, чем на гобелен большого размера.

Ну, мелкие гобеленчики с простым рисунком можно создать за пару дней, но лишь при главном условии, что вы уже опытный работник или мастер ткачества. С помощью правильной технологии вы легко сделаете объемную раму для картины.


С этим читают