Федоскинская миниатюра

Федоскинская артель

В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.

В —1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В —1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев (умер в 2008) , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев (умер в 2009), Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и др.

Палех

Одним из маленьких чудес, созданных Октябрьской революцией, назвал искусство Палеха А. М. Горький. Сегодня творчество палешан известно людям всех континентов Земли. Вызванное к жизни Великим Октябрем, творческой энергией народных масс, это искусство с самого своего рождения выражало поэтическое существо русского человека, его любовь к родной земле, доброту и мудрость.

Палех — небольшое село (ныне поселок городского типа) в Ивановской области. Вся дореволюционная история Палеха связана с иконописа-нием. Замечательные иконописцы работали в иконописных мастерских (их было около 20). Они выполняли заказы по всей России: писали иконы и расписывали церкви. Именно высокое мастерство палехских художников, их бережное отношение к древней живописной традиции, понимание красоты и выразительности художественного языка древнерусской живописи предопределили могучий взлет искусства Палеха уже в советское время.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала новое содержание работам палехских мастеров, вдохновила их на творческие поиски и открытия.

Опыты, предпринятые в 1922 — 1923 гг. в Москве в мастерской А. А. Глазунова палешанами И. И. Голиковым, И. П. Вакуровым и А. В. Котухиным по росписи чернолаковых предметов из папье-маше, заинтересовали видного искусствоведа А. В. Бакушинекого, сыгравшего большую роль в становлении нового палехского искусства.

Первые успехи в отечественных и зарубежных выставках и оживленный интерес к новому искусству палешан привели к созданию в Палехе в декабре 1924 г. «Артели древней живописи». Эта маленькая артель, в которую поначалу входили всего 7 бывших иконописцев, постепенно растет, расширяется и вскоре превращается в талантливый коллектив, искусство которого становится широко известно и у нас в стране, и за рубежом.

Заимствовав у подмосковных федоскинских мастеров способ изготовления предметов из папье-маше, палешане выработали свой оригинальный художественный стиль, основанный на традиционных приемах древнерусского искусства и органично слитый с богатством орнаментики русского народного искусства.

30-е годы стали годами расцвета советского палехского искусства. Необычайно расширился диапазон творчества художников. Палешане участвуют в монументальных росписях стен Дворцов пионеров, школ, пионерских лагерей, оформляют театральные спектакли, украшают своими миниатюрами книги, начинают расписывать фарфор. И по-прежнему палешане — превосходные мастера лаковой миниатюры.

Разнообразна тематика их произведений: героическая история нашего народа, русские песни, былины, сказки, сюжеты русской, советской и зарубежной литературы, героика Октября, современность. Выдвинулись новые талантливые мастера, их работы продолжают традиции предшественников. Первые выпуски молодых художников подготовило созданное в Палехе художественное училище.

Нынешний коллектив художников-палешан насчитывает около 230 мастеров. Из них — 59 членов Союза художников СССР. Многие из мастеров удостоены почетных званий, правительственных наград. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено в 1978 г. одному из основоположников советского палехского искусства — Н. М. Зиновьеву. На смену старшим товарищам приходят их талантливые ученики. Живая нить древней традиции, так ярко перевоплощенной первыми мастерами советского Палеха, не обрывается.

<<<Весь указатель FAQ>>>

Особенности федоскинской миниатюры

«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

Мстёра

Поселение, расположенное во Владимирской области, обрело популярность в семнадцатом столетии. Известность Мстёре принесли умельца из Богоявленского монастыря. В обители создавали миниатюрные иконы. Позже священнослужители обучали навыкам промысла сельских обывателей.


С 1920 года на мстёрской лаковой миниатюре стали изображать бытовые сцены из жизни крестьян. Сменить направление деятельности ремесленники были вынуждены из-за запрета на иконы в результате Октябрьской революции.

К созданию шкатулок пришли не сразу, первоначально занимались росписью темперой изделий из дерева. Но они не пользовались большим спросом, а вот «коробочки», покрытые лаком, сметали с прилавков за несколько минут.

Умельцы из Мстёры придерживаются старообрядческих традиций иконописи. Они изображали на шкатулках персидские орнаменты, создавали узоры в голландском стиле. Мастера старались не использовать темный фон, по этому их продукция излучала свет и чистоту.

Федоскино

Как мы уже говорили, русская лаковая миниатюра в небольшом городке появилась благодаря купцу Коробову. После того как его дочь стала супругой Петра Лукутина, новый родственник принялся активно расширять ассортимент производства. Сюжеты для оформления выбирали близкие для народа: чаепитие, сказки и т.д. Миниатюрами декорировали столовые приборы, табакерки, солонки.

Отличительная черта федоскинцев – многослойность и красочный стиль. Мастерство художников можно сравнить с ювелирным делом. Для оформления шкатулок использовали орнамент «сканью», создаваемый из золотых и серебряных пластинок.

На создание одной коробочки уходило много времени. С момента начала работы над шкатулкой и до ее появления на рынке проходило несколько лет. Чтобы лак держался долго, его подсушивали под лучами солнца.

История лаковой миниатюры в России

В нашей стране интерес к промыслу зародился во времена правления Петра Первого. Император постоянно путешествовал по загранице и периодически привозил оттуда интересные идеи. Впервые лаковая миниатюра была применена при оформлении покоев в Коломенском дворце.

Также ремесленники привлекались к декорированию Монплезира, расположенного в Петергофе. Например, «китайский кабинет» оформили с помощью лаковых панно в количестве девяноста четырех штук.

Благодаря налаженным торговым связям со Страной восходящего солнца в России появились табакерки из папье-маше, декорированные затейливой росписью в виде галантных сцен. Познакомившись с работой крупных мануфактур в Европе, император закупил партию лакированной мебели и привез в страну.

Также он пригласил с собой несколько местных умельцев. В 1757 году была организована первая Академия художеств, где обучали «лакирному делу». В это же время заработала фабрика на Урале, позже комбинаты появились в столице и многих провинциальных городках.

Начало массовому производству лакированной продукции положил купец Коробков, основавший в небольшом поселении Данилково (ныне Федоскино) комбинат по изготовлению козырьков для головных уборов военных (кивера). Он пригласил нескольких немецких мастеров и наладил бесперебойное производство лакированной продукции.

Первой разновидностью товара под «брендом» Коробкова стали недорогие табакерки. На них наклеивали бумажные гравюры, изображающие значимые для страны события.

После смерти основателя великого дела, управление фабрикой взял в свои руки его зять П. В. Лукутин. Он существенно увеличил объемы производства и добился высочайшего качества изделий. Начиная с 1829 года, лакированные товары из Данилково регулярно участвовали в зарубежных и местных выставках.

1830 – это период становления и творческих поисков лукутинских миниатюр, разработки инновационных технологий и вариантов декоративного оформления. При фабрике открыли рисовальную школу, лучших мастеров отправляли на обучение в Строгановское училище.

Холуй

Слобода была дарована Ивановской области князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения Москвы от польских захватчиков. Предки современных умельцев писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители существовала традиция, всем паломниками на память дарили миниатюрные образы «Видения Богоматери преподобному Сергию».

Их созданием занимались живописцы из мастерских при монастыре и сельские художники, проживающие в Холуйской слободе. К середине девятнадцатого столетия здесь расписывали до двух миллионов икон.

После Октябрьской революции местные умельца, как и живописцы Палеха, стали заниматься декорированием шкатулок, ларцов, пудрениц. Сюжеты изображений были разнообразными: природа, архитектура, история, фольклор.

Со временем холуйские художники обрели собственный неповторимый стиль: объемный и лаконичный рисунок, крупные планы, минимум мелких элементов. Для оформления миниатюр брали сусальное золото с небольшим добавлением смолы с вишни.

История федоскинской миниатюры

Не самая полезная привычка нюхать табак стала, тем не менее, своеобразным толчком к появлению прекрасного художественного направления. В 18 веке табак нюхали, кажется, все, без оглядки на пол и социальный статус. Возник общественный запрос на табакерки, которые и стали делать предприимчивые умы Европы. Для их изготовления прессовали картон, пропитывали его растительным маслом и просушивали на высоких температурах. Такой материал назвали «папье-маше», что означало буквально «жеваная бумага».

Федоскинская роспись, конец XIX в.

Табакерки покрывали черным грунтом, черным же лаком, а для самой росписи использовали классические сюжеты. За 5 лет до окончания 18 столетия купец Коробов стал делать такие же табакерки, происходило это в сельце Федоскино, что в 30 км от Москвы. Специально для налаживания производства Коробов привез из Германии мастеров.

Художниками-миниатюристами на производстве у купца стали местные крестьяне, специально для которых открыли художественную школу. Сначала на крышках табакерок появились гравюры, позднее эти гравюры стали расписывать, а после и вовсе крышки стали лаковыми живописными миниатюрами. Теми самыми, которые и вошли в историю народного искусства.

Не удивительно, что лаковая миниатюра Федоскино стала столь узнаваемой, популярной. Художники равнялись на мастеров Эпохи Возрождения, учились в знаменитом Строгановском училище. Потому миниатюристов однозначно можно назвать профессионалами.

Изготовление изделий из папье-маше

Заготовка деталей. Основой для изготовления изделий из папье-маше служит картон фабричного стандарта (0,5 мм толщиной). Листы картона режутся при помощи дисковых либо гильотинных ножниц на ленты определенной ширины, согласно размерам деревянных или металлических болванок, соответствующих внутреннему объему будущих коробочек или шкатулок.

Ленты картона промазываются крахмальным клейстером, и навиваются на болванки в несколько слоев (от 8 и более).

Получившаяся катушка на болванке помещается в гидравлический двухстороний пресс с давлением в 20 тонн и держится в нем до «завязи». Затем катушка сушится на стеллажах в течение двух — трех дней при температуре 20 — 30°.

Далее следует пропитка катушек, снятых с болванок, льняным маслом смешанным с керосином, в специальной ванне. Масло прогревается до температуры 40°. Пропитанные на всю толщину катушки выдерживаются в течение 12 суток в сушильных шкафах при температуре 90 — 95°.

После сушки папье-маше приобретает характерный темно-коричневый тон и прочность дерева.

Параллельно идет заготовка пластин для донышек , крышек и шлюза, способствующему плотному соединению крышки с корпусом коробки. Склеенные листы закладываются под пресс давлением 5 тонн и выдерживаются в нем до «завязи». Полученные пластины сушатся, пропитываются маслом в той же ванне и снова сушатся.

Далее производится шкурирование торцов катушки на дисковом шкуровальном станке с деревянным кругом, осыпанным стеклянным порошком на клею. Затем катушка распиливается на корпуса будущих изделий дисковой пилой на круглопильном станке. Каждый торец корпусов обрабатывается на круге с порошком стекла более мелкого помола. Пластины же распиливаются на крышки, донышки и шлюзы нужного размера.

Сборка. К корпусу приклеивается донышко, с другой же стороны в корпус вставляется пластина — шлюз. Коробка помещается в ручной винтовой пресс с давлением в одну тонну и выдерживается в нем до высыхания клея. выступающие торцы донышка затем обрезаются на круглопильном станке. Полученную коробку обрабатывают стеклянной шкуркой, слегка заоваливая края. Мягким ударом деревянной планки вышибают шлюз из корпуса коробки. Этот шлюз подклеивается к крышке изделия и выдерживается до высыхания в ручном винтовом прессе. К шлюзу подклеивается бортик, утолщающий переднюю его честь. Бортик затем срезается стамеской к средней части шлюза под углом в 12°.

Края крышки обрабатываются на фрезерном станке, придавая мягкие криволинейные очертания. Стеклянной шкуркой заоваливается верхняя поверхность крышки. Завершенная крышка подгоняется к корпусу коробки. Для того чтобы крышка открывалась, на ее задней стороне и корпусе делаются фаски при помощи стамески под углом в 45°. Фрезой, в тех же местах, пропиливаются пазы на глубину 10 мм при ширине паза 1 мм. В эти пазы вставляются латунные шарнирные петли и закрепляются заклепками. Отверстия для заклепок просверливаются при помощи горизонтального сверлильного станка, вставленные заклепки расплющиваются с двух концов молотком.

Подготовка изделия под живопись. Коробку со всех сторон пропитывают маслом. Все изъяны поверхности закрываются замазкой из смеси мела и олифы. Используется широкий шпатель.

Шпатлевка (грунтовка). Вещь со всех сторон покрывается тремя густыми слоями шпатлевки — из тонко-тертой глины замешанной на масле и подкрашенной голландской сажей. С некоторого времени традиционаая шпатлевка заменена коричневым грунтом фабричного производства. Каждое покрытие сушится в течение 12 часов в сушильном шкафу при температуре до 100° и каждый слой шлифуется с наружных сторон на войлочном кругу, укрепленном на специальном станке с вертикальным валом; с внутренних сторон — при помощи шлифовального станка с гибким валом., на котором закреплен патрон с войлочным наконечником. Внутренние углы зачищаются вручную наждачным порошком; шарнирные укрепления оселком средней твердости.

После грунта, на наружной поверхности, делают два слоя масляного лака. Каждый слой просушивается в сушильном шкафу в течение 3 —6 часов при температуре 80—120° и зачищается от соринок и пузырьков пемзовым бруском.

Внутренняя поверхность изделия окрашивается тремя слоями киновари. Каждый слой краски просушивается в сушильном шкафу при температуре 80° и зачищается циклей. Затем внутренняя поверхность изделия покрывается двумя слоями светлого масляного лака. Каждый слой просушивается в сушильном шкафу при температуре 60 — 80° в течение 4 часов и зачищается циклей. Затем наносится третий слой светлого лака и просушивается при температуре 80°.

На изготовлением изделие уходит в среднем 30 — 40 дней, в условиях четко налаженного полу механизированного производства.

Этапы создания шкатулки

Листы картона сначала пропитывают клейстером, а потом навивают на форму-болванку. На несколько дней будущее изделие оставляют в комнате для высыхания. Потом 45 минут заготовку нужно варить в льняном масле на высокой температуре. Далее ее снова следует просушить, только в электропечи. И там она будет стоять целых 2 недели. Такое папье-маше трудно отличить от настоящего дерева.

Мастера распиливают на заготовки катушки и приклад, обрабатывают на специальных станках, приклеивают дно и крышку, чтобы заготовка вышла нужной формы. Далее ее зачищают и шлифуют. К корпусу крышка крепится особым шарниром.

Что происходит дальше:

  1. Изделие несколько раз грунтуют, шпаклюют, просушивают каждый слой в специальных шкафах, шлифуют до гладкости поверхности.
  2. Сверху изделие несколько раз покрывается черным лаком, изнутри – красным. Каждый слой просушивается.
  3. Перед росписью поверхность покрывается светлым масляным лаком.
  4. За работу берутся художники-миниатюристы. Контур рисунка прорисовывается белилами, а потом нужными красками. После работы с краской художник делает золочение, ставит номер изделия, подпись, место и год выпуска.
  5. Еще один слой лакировки светлым лаком, и можно просушивать.


Завершает изготовление шкатулки полировка – ее нужно натереть до зеркального блеска. Стоит федоскинская шкатулка недешево, но это очень ценная ручная работа, которая радовать будет обладателя не одно десятилетие.

Современность

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев (умер в 2008) , В. Н. Фролов (умер в 2008) , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев (умер в 2009), Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов (умер в 2018), С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, В. А. Сердотецков (умер в 2012), а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана, Михаил Шелухин, Виталий и Татьяна Фроловы, Александр Кригер, Владимир Варов и др.

Палех

Умельцы-иконописцы из небольшого поселения занимались росписью Грановитой палаты в Кремле, Новодевичьего монастыря и храма Троице-Сергиевой лавры.

Неизвестно получили всемирную известность изделия палехских мастерских или нет, если бы не Иван Голиков. Потомственный реставратор и иконописец увидел в музее шкатулку из Федоскино. Решив попробовать собственные силы в данном направлении, мужчина создал лаковую миниатюру и представил ее на суд специалистам. Те по достоинству оценили работу.

В 1920 году шкатулки из Палеха стали обладателями престижной награды на Всесоюзной выставке художников. Много раз изделия принимали участие в показах, проходивших в Париже и Венеции.

В поселке наладили собственное производство, начали обучать подмастерьев. По предложению Максима Горького в Палехе открыли музей, разместившийся при Артели живописи.

Таким способом классическая техника темперного искусства прочно закрепилась на лаковых шкатулках. Образы, написанные золотыми красками на черном фоне, передавали потребителям сказки и былины, сохранив при этом изысканность облика русской иконы.

Марфино –село — административный центр

Общая площадь сельских территорий городского округа Мытищи, подведомственных МКУ «ТУ «Федоскино», составляет 19 038 га, в границах которых находится 44 населенных пункта.

Аббакумово -деревня Красная Горка – деревня Подольника – деревня Сумароково — деревня
Аксаково – деревня Крюково – деревня Поседкино – деревня Сухарево – деревня
Большая Черная – деревня Ларево – деревня Протасово – деревня Торфоболото – поселок
Большое Ивановское — деревня Летчик-Испытатель — поселок Птицефабрики — поселок Троице-Сельцо – деревня
Борец – поселок Лысково – деревня Пчелка – деревня Трудовая – поселок
Бяконтово – деревня Малое Ивановское – деревня Рождественно – деревня Федоскино – село
Голенищево – деревня Менжинец – поселок Румянцево – деревня Фелисово – деревня
Долгиниха — деревня Муракино – деревня Семенищево – деревня Фоминское – деревня
Драчево – деревня Николо-Прозорово поселок Семкино — деревня Хлябово – деревня
Еремино – деревня Новосельцево – деревня Совхоза «Марфино» — поселок Шолохово – деревня
Капустино — деревня Степаньково — деревня Юрьево – деревня

Численность официально зарегистрированного населения составляет 9800 человек.

Организации, расположенные на территории, подведомственной МКУ «ТУ «Федоскино»

1. ТУ «Федоскино» — Обеспечивает чистоту и порядок на территориях общего пользования, осуществляет работы по озеленению территории, содержанию внутриквартальных дорог, содержанию и ремонту детских площадок, памятников, фонтанов и т.д.

2. ОАО «Водоканал – Мытищи»

3. МУП «Жилищное хозяйство» — управляющая компания многоквартирными домами, предоставляет жилищные и коммунальные услуги.

Директор: Волжин Денис Юрьевич, тел. 8-495-577-86-43, эл.почта: buhuez@efndex.ru.

4. МБУК «Центр культуры и досуга «Марфино». Осуществляет свою деятельность на базе недавно построенного Дома культуры «Марфино». ЦКД «Марфино» имеет три филиала: Дом культуры «Протасово», Дом культуры «Красная горка» и Дом культуры «Новосельцево». Приоритетные направления – работа с детьми и молодежью и проведение культурно — массовых мероприятий, организация праздников для жителей.

Директор: Егорочкина Наталья Михайловна, тел. 8-498-686-34-19, эл.почта: mbuk.marfino@mail.ru.


5. МБУ «ЦФКиС «Федоскино». Осуществляет работы по содержанию и ремонту спортивных площадок, организует и проводит спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей и взрослых.

Директор: Астафьев Дмитрий Александрович, тел. 8-498-705-55-19, эл.почта: cdis.fedoskino@mail.ru

6. МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Мытищи» в селе Марфино.

Часы приема: понедельник, вторник, среда, четверг с 9 до 18

пятница с 9 до 17

обед с 13.00 до 13.45

тел. 8-495-505-59-49 доб. 4191, эл.почта: info@mfcmmr.ru

7. МБОУ «Марфинская средняя общеобразовательная школа»

Директор: Алексеев Игорь Евгеньевич, тел. 8-495-577-85-35, эл.почта: marfino-shkola@yandex.ru

8. МБОУ «Начальная школа — детский сад №30» село Федоскино.

Директор: Груничева Олеся Владимировна, тел. 8-495-577-99-44, эл.почта: school_fed@edu-mytyshi.ru

9. МБДОУ №20 «Колосок» село Марфино.

Заведующая: Войтенкова Валентина Михайловна, тел. 8-495-577-85-18, эл.почта: dou_20@edu-mytyshi.ru


С этим читают