Рассказ о дымковской игрушке (для детей 7-9 лет)

Эволюция игрушки

Интересна эволюция игрушки. Конечно, самые древние образцы не сохранились, но несколько игрушек трехсотлетней давности каким-то чудом уцелели. Вначале это были более тонко вылепленные скульптурки, с тщательно вылепленными чертами лица, с точным соблюдением пропорций фигуры. И окраска их была более скромной, превалировал коричневый цвет, немного желтого и белого. Но с течением времени игрушка стала декоративней, и если посмотреть на те, что изготовлены, скажем, полтораста лет назад, можно четко определить уже сложившуюся, более лаконичную, можно сказать, импрессионистскую технику лепки и специфику раскраски фигурок. Кстати, фасоны одежды, ‘надеваемой» на игрушку, сложились тоже тогда, и с тех пор сохраняются без изменений: платья с кринолинами, фартуки с пышными оборками, кокошники на няньках, особого фасона мужские шляпы, военные мундиры и т.п.


Промысел чуть было не сошел на нет. Во второй половине XIX века традиция изготовления дымковской игрушки стала угасать ввиду многочисленности подделок из более дешевых материалов. Но начало XX века охарактеризовалось ростом интереса к истинному народному творчеству: былинам, ткачеству, резьбе и, конечно же, изготовлению игрушек. К счастью, техника производства была еще не забыта, и дымковская игрушка «восстала из пепла», перестав к тому же быть чисто женским занятием. Потомственная мастерица А.А. Мезрина и художник А.И. Деньшин активно продолжали и популяризировали традиции промысла. Благодаря их работе дымковская игрушка сохранилась в тяжёлое для страны время, получила возможность для дальнейшего развития.

Около восьмидесяти лет назад за изготовление и роспись игрушек, ввиду огромного спроса на них и необходимости работы с большими массами сырья, взялись и мужчины.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка 

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня 

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные 

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Сушка 

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Обжиг 

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Побелка 

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета 

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Роспись 

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых поделок.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент изделий является символичным.

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Элементы дымковской росписи

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Изготовление

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Характерные особенности росписи животных

Утки-«крылатки» имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.


Утки и кони – наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Дымковская роспись: история

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.

Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно анилиновые краски, которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Мастер-класс барыни

Осваивать лепку дымки лучше с пластилиновых фигур. Этот знакомый всем материал обладает достаточной пластичностью, но при этом не требует дополнительной сушки и обжига. Интересным в этом плане станет создание образа барыни.

Материалы и инструменты

Для творчество нет необходимости бежать за новой упаковкой пластилина. Подойдут кусочки уже бывшего в употреблении материала.

Для творчества понадобятся:

  • пластилин;
  • набор акриловых красок или гуаши;
  • кисточки разных размеров;
  • лопатки и стеки для пластилина;
  • досочка для лепки.

Процесс

Работа начинается с юбки:

  1. Кусок пластилина размять, скатать в шар. В нижней части сделать пальцем вмятину, постепенно увеличивая диаметр углубления, вылепить чашеобразную заготовку.
  2. Из кусочка пластилина сделать конус — это торс куклы. Насадить туловище на юбку. Загладить стык.
  3. Раскатать материал в два длинных и тонких валика. Согнуть их дугами. Прикрепить к туловищу. Так получились руки.
  4. Небольшой шарик насадить на торс куклы. Это голова барыни.
  5. Все стыки тщательно заглаживаются.

Итак, основа игрушки готова.

После того, как основная работа завершена, приступают к декорированию. Для того, чтобы получить характерные для дымки воланы и рюши, пластилин скатывают в длинные валики, которые затем разминаются в тоненькие плоские ленты. Полученные ленты красивыми складками укладывают по подолу юбки, из них формируют баски, манжетки или рукава-крылышки, ими украшают фартушки и шляпки.

Немаловажным элементом является прическа барышни. Для кос скатываются тонкие жгутики, соединяются попарно и переплетаются. Импровизированные косы можно уложить вокруг головы короной или перекинуть через плечо на грудь. Если на голове куколки планируется шляпка, то вся прическа может состоять из кокетливых завитушек, выглядывающих из-под полей головного убора.

О головном уборе стоит поговорить отдельно. Кроме уже упоминавшейся шляпки, женская фигурка может быть наряжена в кокошник, чепец или косынку.

Завершающим этапом лепки барышни является оформления кукольного личика. Оно состоит из мелких кружочков. Из одного необходимо слепить курносый носик, еще два станут щечками, и, наконец, из последней лепешки вырисовывается ротик.

Дополнительным украшением барыни могут быть различные предметы: сумочки, корзинки, зонтики. Крестьянка, как правило, изображалась с коромыслом или домашней птицей. Фигурка нянюшки или кормилицы обязательно будет с фигуркой младенца на руках.

После того, как заготовка будет полностью готова, ее тщательно обсыпают мукой и покрывают двумя слоями белой краски.

Следующий слой краски наносят только после полного высыхания предыдущего.

Узоры

Разрисовывают заготовку в традициях вятской росписи. Сначала расписывают крупные детали, после переходят к более мелким. На подоле юбки узор распределяется таким образом, чтобы оставалось достаточно незакрашенного места.


Ниже приводится картинка примерной росписи барышни-крестьянки.

На заготовку наносится эскиз будущего рисунка.

Широкой кистью на подоле рисуются большие кольца красного цвета. Затем разукрашивается блуза куклы, зонтик. После этого тоненькой кисточкой окрашиваются волосы и головной убор.

После того, как все масштабные работы закончены, следует приступить к мелким прорисовкам. Ватной палочкой в центре кругов наносятся желтые точки. Такой узор символизирует солнце и процветание. Между кольцами той же ватной палочкой ставятся зеленые точки. Тонкой кистью точки попарно соединяются волнистыми линиями. Такой узор символизирует зарождение новой жизни и продолжение рода. Расположенные вдоль оборки голубые точки олицетворяют семена, брошенные в землю.

После росписи юбки перейти к личику. Лицо у барыни рисуется просто. Две черные дуги и пара черных точек — это глаза и брови, носик — тоненькая черточка. Завершают роспись яркие щечки и губки.

Финишным этапом становится имитация потали. Золоченную фольгу нарезают ромбами и приклеивают на подол с помощью клея ПВА.

Техника создания

Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.

Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты  на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках.

Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.

Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем.

Для тех кто никогда не сталкивался с лепкой, работа может показать сложной, но даже если это просто развлечение с детьми, то качество работы, не имеет значения, важен сам процесс. Теперь берем яркие краски и наносим узоры. Роспись особенная и имеет свои устоявшиеся за многие века элементы и орнаменты. Узоры геометрической формы, яркие без плавных переходов и полутонов. Фото ниже:

Золотые вкрапления в узоры выполняют красками, которые можно купит в магазине. Во все времена язычества на Руси, использовали геометрические формы и узоры в качестве символов, ромб использовали в значении плодородия, волнистые линии  означали воду, красный цвет огня, так красный круг — это символ солнца, голубой цвет — небо, зеленый — цвет природы, земли, пашни и так далее. Черный цвет также использовали  в основном для окраски волос и бровей.

Роспись таких игрушек — не очень сложное занятие и хорошая тренировка мелкой моторики рук детей, незамысловатые рисунки помогут научить ровно наносить линии красками и кисточками.

Процесс лепки изделия выполняется поэтапно, по кускам, а затем детали соединяются вместе. Сейчас самому процессу изготовления фигуры и разрисовке выделяется больше внимания, чтобы игрушка получилась качественной.

Главное птицей вятских игрушек стал индюк, ведь его можно как нельзя ярче разрисовать и на раскрытом хвосте много места для ярких орнаментов.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Популярные темы сообщений

  • Любовная лирика Есенина

    В творчестве Сергея Есенина можно выделить несколько ключевых тем: любовь к Родине и природе, крестьянский быт, о животных и любовная лирика.

  • Углич: Золотое кольцо России

    Не так давно в туристический маршрут Золотое кольцо России, был добавлен еще один красивый город – Углич. Его название имеет всего несколько версий происхождения. Первая версия город назвали от слова «уголь». Это было связано с тем,

  • Word

    Большинство пользователей Windows так или иначе встречались с программами Microsoft Office, а в основном с конкретной, интересующей нас программой, Microsoft Word (так же ее часто именуют как WinWord, MS Word) чаще всего просто World.

Характерные особенности росписи животных

Каждому герою присущи свои приемы росписи. Животные традиционно расписываются очень ярко, даже фантастично. Индюк обязательно имеет пышный разноцветный хвост, конь непременно окажется в голубых кругах-яблоках, козел и баран щегольнут золоченными рогами, а у уточек крылья больше напоминают цветастые оборчатые передники.

Расписываются фигурки по определенной системе. Прежде на грудь наносится широкая полоса, а после от груди к бокам рисуются более узкие. Затем тонкие линии пересекаются вертикальными полосами — выходит клетчатый рисунок. Роспись коньков, как правило, представляет собой сочетание вертикальных линий разной ширины и цветных горошин, точек и кругов, основанных на контрастных сочетаниях тонов. Роспись козликов, оленей, баранов сходна с раскраской коней, отличаясь лишь наличием рогов соответствующей формы.

Птицы расписываются аналогично, основными элементами орнамента здесь тоже являются сочетания точек, кругов и линий. Разукрашивать фигурки начинают с груди, после переходят к крыльям и хвосту. В конце прорисовывались тонкие и мелкие детали.

Завершающим этапом декорирования было золочение отдельных элементов. Для этих целей мастерами широко использовались сусальное золото и патина

Тончайшие пластинки осторожно нарезались на мельчайшие квадратики, треугольники и ромбики. Полученные геометрические фигуры крепились к игрушке с помощью яичного белка

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.


Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка. 

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

Центры промыслов глиняной игрушки

Народные промыслы глиняной игрушки-свистульки в России сформировались к началу 20 века, тогда и появились центры мастеров. Прославились более всех дымковские, филимоновские, абашевские и петровские, каргопольские и жбанниковские, карачунские и петровские, романовские и тульские, старооскольские и солецкие, сапожковские и плешковские, хлудневские и ковровские.

Глиняные игрушки-свистульки разных регионов России отличаются разнообразием:

  • люди;
  • животные — дикие, домашние и фантастические;
  • птицы — домашние и певчие;
  • композиции из нескольких фигур.

Различные виды глиняных игрушек России объединял рисунок. Он чаще всего формировался за счет использования двух элементов: линии и ритмического рисунка. Так как глиняные предметы были воплощением проявлений жизни народа, в них ритм являлся одним из основных составляющих.

Дымковская

Материал для этого промысла — ярко-красная глина, которой богата Вятская земля. Она перемешивается с мелким речным песком. Фигурки обжигают при температуре +850°C и покрывают белилами до нанесения рисунка (первоначально их роль выполнял мел, разведенный молоком). Оригинальный рецепт краски — темпера, разведенная яйцом и квасом. Вместо кисточек в старину использовались палочки и перья. Традиционные элементы рисунка: клетки, полосы, круги, линии точек. Поверх наклеивались ромбы из потали или сусального золота.

Для дымковского промысла характерны следующие сюжеты: няньки с детьми, водолей, баран с позолоченными рогами, скоморох, барыня и др.

Филимоновская

Филимоновская игрушка существует более 700 лет. Родиной ее является Одоевский район, деревня Филимоново. Рисунки на глине, подобные наносимым на изделия, были найдены на предметах, которых относят ко времени верхнего палеолита. Они были найдены под поселком Одоев.

Лепкой филимоновских фигурок занимались в старину женщины и девушки. Девочки начинали учиться ремеслу в 7 лет. Для филимоновских изделий использовали особенную жирную породу глины — синику. Пластичностью глины обусловлены плавные формы игрушки.

После обжига глина меняет цвет на белый. Расписывать получившиеся изделия стали не сразу, только в 19 веке, когда появились анилиновые краски. Основой для краски было яйцо, позже добавился ацетон.

На фигурках чередуются традиционно желтые, красные (малиновые) и изумрудные (зеленые) полосы. Символичен орнаментальный рисунок. Елочка была символом Дерева жизни, рисунки в форме круга и ритмичный орнамент с треугольной композицией были символами солнца и плодородия.

Глиняная игрушка барыня была одним из характерных для филимоновской традиции сюжетов. Она была символом Матери-природы, берегиней, символом жизни. Популярны были фигурки всадников. Всадник символизировал защиту, солнце и свет.

Абашевская

Абашевская игрушка появилась в Спасском уезде ныне Пензенской области. Село Абашево издавна славилось своими мастерами. Сюжетные образы абашевского промысла включают домашних животных, птиц, оленей, всадников и др.

Наиболее прославившийся мастер Ларион Зоткин создавал образы собак, медведей, сказочных львов.

Абашевские животные нередко принимали фантастический образ. У них удлиненные туловища, длинная шея. Олени украшены рогами, форма которых напоминает Дерево жизни. Краски использовались яркие, с элементами золота.

Петровская

Народная глиняная игрушка России петровская получила название от соответствующего названия деревни, которая находится в 60 км от г. Кострома. При подготовке материала используются два вида глины: жирная порода и тощая. Фигурка покрывается свинцовым суриком и после обжига приобретает характерный зеленоватый цвет. Игрушка из глины кот, лягушка, петух со сказочным обликом, люди, предметы быта (например, самовар) — характерные сюжеты.

В советские времена многие секреты гончарного искусства были утеряны, но сегодня мастера восстанавливают народные промыслы игрушки из глины, теоретические основы, практические приемы этого вида народного творчества.

В мастерской петровского мастера Михаила Шумарова размещаются музей и сувенирная лавка. Презентация экспонатов стала возможной благодаря стараниям самого автора. В галерее представлены его работы, а также работы старых петровских мастеров. Бывают в музее и туристы, и искусствоведы, которых интересует народная глиняная игрушка, презентация и мастер-класс — наиболее частые мероприятия, которые проводятся для детей и взрослых.


С этим читают