Чувашский орнамент: особенности, символы и значения

Символика чувашских орнаментов

Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».


Обожествляя явления природы, предки чувашей отражали свои представления о миропорядке в различных орнаментах. Людей окружали бытовые и культовые предметы, украшенные образами великой богини, солнца, древа жизни и вселенной. Национальное своеобразие чувашского орнамента заключалось в использовании геометрического узора, который наделялся свойствами оберега. Специальные декоративные швы и рисунки были предназначены для защиты от злых духов. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё первоначальное назначение и стали использоваться только для украшения.

Присущие только чувашам элементы народного творчества

Есть свои национальные черточки в оформлении платков, для вышивки которых применялся плотный шов «набор». «Косая стежка» и контурный шов «роспись» украшали нательные туникообразные рубахи. Отличался орнамент, применяемый в резьбе по дереву (кухонная утварь, мебель, предметы быта, особенно прялки). На деревянных предметах быта очень часто встречаются «веревочка», символизирующий солнце полукруг с сиянием и просто круг. В крупных формах применялась пропиленная резьба.

В женских украшениях очень много узоров из бисера. Он встречается везде: в ожерельях, головных уборах, кистях поясов и кошельках, подвешиваемых к поясу, тоже обильно украшенному бисером.

Одежда свахи (вид сзади)

Из других свадебных предметов богато орнаментировались свадебные платки, платок жениха, покрывало на посуду с пивом, свадебные полотенца — плясовой платок и покрывало невесты. В течение всего свадебного обряда невеста находилась под покрывалом. Снималось оно только по приезде в дом жениха. Это покрывало представляло собой большое прямоугольное полотнище (примерно 150 Х 120 см) тонкого белого холста, сшитое из трех полос. Углы его украшались вышивкой квадратной композиции со вписанным в него узором, которые соединялись узкими вышитыми полосками, идущими параллельно краю. Вышивка двусторонняя. Края обшивались узкой шелковой тесьмой. Еще сложнее и богаче была вышивка свадебных платков. Платки жениха входили в число свадебных подарков, которые должна была заготовить невеста. По форме платки эти бывают двух родов. Первый — это четырехугольный кусок холста размером около 30 Х 50 см, вышитый разноцветными шелками и шерстью и обшитым по краю шелковой тесьмой и бахромой. Он прикреплялся к правой руке жениха. Платки второго рода представляют прямоугольник из белого холста, один угол которого загнут и закреплен. Этот платок обычно углом подвешивался жениху на спину. Вышивка на платках первого типа обычно двусторонняя. Орнамент чрезвычайно многообразен. В некоторых случаях он идет широкой полосой по краю, образуя рамку, внутри которой по углам также имеются узоры в виде квадратов или треугольников. Иногда вышивкой заполняется почти все поле платка, образуя лишь небольшой просвет посредине. Вышивка на платках второго типа по характеру орнамента аналогична первому, однако чаще всего она односторонняя, а узор вышивки на загнутом углу часто отличен от узора другого угла.

Литература

  • Жачева, Е. Н. Чувашская вышивка = Чăваш тĕрри : техника, приемы : / Евгения Николаевна Жачева; . — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. — 240 с.: цв. ил., портр., обр., орн. — (Из опыта народных мастеров). — Рез. англ. — Библиогр.: с. 236—237 (18 назв.). — Слов. чув. терминов : с. 234.
  • Николаев, В.В., Иванов–Орков Г.Н., Иванов В.П. Чăваш тумĕ аваллăхран паянлăха = Чувашский костюм от древности до современности = The Chuvash costume from ancient to modern times / В. В. Николаев, Г. Н. Иванов–Орков, В. П. Иванов ; Историпе культурологи тĕпчевĕсен К. В. Иванов ячĕллĕ фончĕ. — Мускав ; Шупашкар ; Аремпур, 2002. — 400 с.: цв. ил. — Библиография : с. 395. Парал. текст рус., чув., англ.
  • Соколова, С. Г. Технология чувашской вышивки : учеб.-метод. пособие / С. Г. Соколова ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. — Чебоксары : ЧГПУ, 2004. — 49 с. : ил., схем. — Библиогр. : с. 49 (13 назв.).
  • Трофимов, А. А. Искусство чувашской народной вышивки в музеях России (XVII—XX вв.) : / А. А. Трофимов; Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук. — Чебоксары : ЧГИГН, 2007. — 144 с.: ил. — Библиогр. в подстроч. примеч. — На обороте тит. л. дано загл.: Произведения чувашской народной вышивки в музеях России (XVII—XX вв.).
  • Трофимов, А. А. Орнамент чувашской народной вышивки : вопросы теории и истории / А. А. Трофимов; НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1977. — 108, с.: цв. ил. — Библиогр. в подстроч. примеч.
  • Хусанкай, П. Чувашская вышивка. // Хусанкай П. Здравствуй, солнце. — М., 1976. — 27-28 с.

Описание

Отличается многообразием орнаментальных мотивов и техник вышивания. В музейных собраниях сохранились орнаментированные вышивкой предметы чувашской одежды XVIII—начала XX веков. Искусство вышивки в несколько измененной форме распространено среди чувашей и в начале XXI века.

Национальная чувашская вышивка, как и у многих народов России (включая соседей по Поволжью и Приуралью марийцев, мокшу, эрьзя, удмуртов), имеет счетный характер и строго геометрическую структуру. Все отдельные швы и состоящие из них узоры выполняются на домотканом холсте с прямоугольным переплетением нитей. При вышивании игла с нитью направляются влево-вправо, вниз-верх и по диагонали (под углами 90 и 45 градусов).

Начальный и завершающий этапы выполнения счетной вышивки (здесь: на красной основе). Фрагменты заготовок для женских головных повязок масмак. Нач. XX века. Верховые чуваши

Вышивка плотная, не имеет видимых узлов. Для орнаментирования традиционных предметов, просматривавшихся с обеих сторон (свадебные и танцевальные платки, покрывала, головные повязки и полотенца, пояса и поясные подвески) использовались двухсторонние швы.

Основной цвет вышивки— красный в разных оттенках, в небольших количествах используются травянисто-зелёный, синий, соломенно-жёлтый. В традиционной вышивке чаще использовался белый фон (желтоватый цвет конопляного холста), пояса вышивались на темно-синем холсте. С XIX в. верховые чуваши стали применять для этого и красную основу в виде небольших полос и лоскутов красного холста.

В XX в. на предприятиях народных художественных промыслов для вышивания использовались льняной холст и цветная редина (красная, светло-зеленая, синяя и др.).

Вышивка в народной чувашской одежде

В национальном костюме украшения для пояса — масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей, а воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Благодаря плавным переходам от сочных цветовых акцентов к белому суконному фону достигается особая декоративность народной одежды. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времён и сохранил большую часть символических узоров. Повседневные элементы гардероба сильно изменились под воздействием местных условий, практически не сохранив традиционных вышитых элементов. Но ритуальная одежда и предметы быта: свадебные рубашки и пояса, покрывала невесты, подушки в большинстве своём остались такими же, как в древности. Они выполняются на белом холсте и вышиваются чаще всего красными или бордовыми нитями.

Чувашский орнамент в современном мире

Узор старинной вышивки на музейных экземплярах свадебного костюма глубоко исследуется специалистами по восточной этнографии. Ими обнаружены элементы реликтового рунического письма тюркских племён в отдельных чувашских узорах и орнаментах, что подтверждает древнейшее происхождение этого вида рукоделия. Но с развитием фабричного производства и после появления техники вышивки крестиком филигранное и трудоёмкое народное искусство стало вытесняться и заменяться менее сложными видами швов, а орнаменты упростились. Но даже после такой замены чувашские рукодельницы продолжают создавать высокохудожественные вышивки и украшать ими костюмы и бытовые предметы.

Скачать:

Вложение Размер
chuvashskaya_vyshivka.doc 962.5 КБ

Предварительный просмотр:

Х1Х научно – практическая конференция учащихся МОУ «Гимназия №46»

Секция «Чувашский язык»


«Чувашская вышивка»

         Работу выполнила:

ученица 4А класса

Михайлова Мария

Руководитель: учитель                                                                    чувашского языка                                                                  Михайлова В.И.

        Чебоксары 2011 г.

  1. Введение.
  2.      История чувашской вышивки.
  3. Мое увлечение.
  4.   Заключение.

Введение.

Знаете ли Вы такой народ, …

                                                                                  У которого сто тысяч песен

И сто тысяч  вышивок цветет?

          Вы когда – нибудь задумывались о том, чем занимались наши предки в свободное время? Может, у них и не было свободного времени. Ведь то, о чем я узнала и хочу вам сейчас рассказать, было для наших бабушек и дедушек работой.  А хочу я вам сейчас рассказать о том, что наши предки занимались резьбой по дереву  (украшение окон,  домашней утвари, мебели), керамикой  (посуда), вышивали,  ткали, украшали наряды бисером и монетами.

Меня больше привлекает вышивка. Бабушка в деревне  украсила вышитыми узорами наволочки, покрывала. Есть и картины. Ей нравится вышивать гладью. Другая бабушка вышивает  лентами. Красиво получается.


Мы с мамой изучаем чувашскую вышивку. Мне нравится перебирать цветные нитки и представлять себе красивые узоры.

                                                                                             Моя любимая подушка.

История чувашской вышивки.

Народная вышивка известна по всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры восхищают своей красотой. Даже не верится, что вся эта красота сделана руками простых крестьян.

Мне бабушка рассказала, что она научилась  вышивать со своей старшей сестрой в 5 лет у своей мамы и тети.   Я также узнала,  что девочек с малолетства готовили к замужеству и к свадьбе они должны  были приготовить рубахи для родственников со стороны жениха.

Холст (ткань) чувашские женщины делали сами изо  льна. Это было основным занятием  после полевых работ. Ни  одна крестьянская семья не  обходилась без этого. В середине Х1Х века писали о чувашах: «Ткут весьма крепкого качества полотно изо льна и конопли высшего  достоинства».

Потом холст белили.

Что меня очень удивило, что для крашения холста,  пряжи использовали только растительные  краски. Красители давали хороший цвет и не линяли после стирки.

Вот, например, марена  красильная дает красный цвет разной насыщенности. Яблоня лесная —  темно – малиновый цвет. Хочешь получить желтый цвет – больше собери листьев липы. Хвоя ели дает зеленый цвет. Ягоды черемухи красят  в красный цвет.  Чтобы натуральный краситель не линял, использовали закрепители: уксус,  березовую золу, рассол квашеной капусты и т. д. Мы дома попробовали покрасить белые нитки зеленкой и получили нитки темно-зеленого  цвета. Цвет зависит от насыщенности раствора.

В старину вышивальщица создавала узор, осмысливая окружающий мир. В национальной чувашской вышивке используются растительно – геометрические орнаменты, изображения животных, символы мироздания.

 В основе вышивания древних мастериц лежали три цвета: красный, черный и белый.  Красный цвет говорит о стремлении народа  к яркой, прекрасной, счастливой жизни. Белый  цвет считался символом чистоты, правдивости, мудрости.

Вышивка сегодня сохранилась как вид народного творчества.


Мое увлечение.

У меня появилось желание вышивать.    Для этого мне потребуется ткань  (в старину это был холст. Сейчас есть специальный материал – канва),  иглы вышивальные с большим ушком, пяльцы, ножницы, наперсток (чтобы не уколоть палец), тетрадь в клетку, краски. Для вышивания у меня есть специальные нитки – мулине.  Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и сохраняют вышитый узор от стягивания. Пяльцы состоят из двух   обручей, входящих  один в другой.

В работе надо соблюдать свои правила. Во-первых, руки всегда должны быть чистые. Во-вторых, надо работать при хорошем освещении. Еще не надо забывать проветривать комнату. В четвертых, вышивать надо сидя прямо

В пятых, надо быть осторожно с иглой и ножницами

Я думаю, что только терпеливый и усидчивый человек может стать хорошим  мастером.  

  Я изучила некоторые узоры и решила вышить для куклы чувашский национальный костюм. Она одета в сарафан с накидкой, головной убор – масмак. В этом наряде можно ходить  на праздники, выступать на концертах.

Заключение.

Вершиной творчества можно назвать чувашскую национальную вышивку. Сколько изделий украшено ею, сколько узоров было придумано вышивальщицами. Недаром наш край называют «…краем ста тысяч вышивок».

Чтобы вышивка продолжала жить и дальше, надо молодым возродить ее. Может быть, в наших бабушкиных сундуках еще можно  обнаружить интересные узоры. Можно также создавать и свои узоры, которые украсят одежды, украсят  и создадут уют в нашем  доме. Может быть, и на праздники люди будут выходить в национальной одежде, богато украшенной вышивкой.

Особенности вышивки

Чуваши издревле занимались вышивкой, техника постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавался от поколения к поколению. В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, использовались серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов.

Чувашский орнамент, как и другие орнаменты народов Поволжья, России и всего мира, строится на строгом чередовании определенного мотива, который может быть любым, состоящим из изобразительных или геометрических элементов. Последний встречается чаще.


С этим читают