Валяние

Технология выполнения

Работа рук мастера – это основной и главный инструмент в создании изделий в технике мокрого валяния.


Технология состоит из основных этапов.

Создание выкройки будущего изделия

Важно помнить основное правило: шерсть в готовом изделии даст усадку в 1,5-2 раза. Исходя из этого все замеры будущего изделия необходимо увеличивать в 1,5-2 раза. Раскладка шерсти

В зависимости от того, какое изделие выполняется, различаются и виды раскладки. Шерсть, выложенная пасмами под 90 градусов, в процессе увалки не растянется. Для создания воланов, изгибов и выпуклостей слои шерсти следует укладывать параллельно друг к другу, меняя расположения основы пасм и их концов. Формирование полотна из предварительно смоченной шерсти, усаживание с увеличением прочности материала. Полоскание изделия для удаления мыльного раствора.

Методик мокрого валяния существует множество. Разобраться в тонкостях работы до мелочей позволит мастер-класс одного из вариантов создания одежды.

Для начала надо создать выкройку будущего изделия, на которую впоследствии будет производиться раскладка шерстяных волокон. Подготовить рабочее место: разложить пузырчатую пленку или иное влагостойкое шероховатое полотно. На выкройку раскладываются пасмы шерсти в шахматном порядке, параллельно или косичкой (метод плетения). Они аккуратно вытягиваются кулачным захватом из шерстяной ленты. Количество слоев и толщину раскладки желательно контролировать. Иногда рукодельницы специально на весах измеряют количество материала, которое будет использовано для укладки каждого слоя. Приготовленную шерсть смачивают водой с мыльным раствором и аккуратно накрывают сеткой. Легкими надавливающими движениями надо пропитать всю продукцию мыльным раствором. Пасмы должны «прилипнуть» к выкройке. Если изделие требует раскладки с двух сторон, то выкройка бережно переворачивается, пасмы раскладываются с обратной стороны в аналогичном порядке и смачиваются мыльным раствором. Надеваются перчатки для защиты рук и аккуратно поглаживающими, потирающими движениями начинается процесс фильцевания

На данном этапе надо проверять, чтобы шерсть не прикаталась к сетке. Важно проверить первичную укатку шерсти. Для этого аккуратно надо потянуть ворсинки полотна

Если они не вытягиваются и крепко сцеплены, то можно сделать надрезы (если необходимо) и удалить выкройку. После первичной укатки начинается валяние шерсти руками, скалкой или при помощи бамбукового коврика. Можно катать и кидать изделие, как тесто. От этого процесс усадки будет происходить быстрее. По окончании валяния полотно изделия выполаскивается от мыльного раствора и просушивается естественным образом.

Фильцевание – это очень увлекательный процесс. Одежда, изготовленная путем мокрого валяния шерсти, очень теплая, приятная к телу, удобная в носке и уходе. Она легко чистится и стирается в прохладной воде.

Существуют определенные нюансы и секреты, которые нарабатывает каждый мастер личным опытом.

Если шерсть «замерла» и не сваливается, тогда полотно будущего изделия можно прополоскать в горячей воде и обновить мыльный раствор. При валянии тапочек, валенок или пинеток удобно использовать колодки для обуви. Так создать форму будет гораздо проще. Шахматная раскладка при увалке не вытягивается, при раскладке параллельно получится сделать воланы и растяжку полотна

Чтобы края полотна получились ровными, при смачивании важно аккуратно загнуть ворсинки шерсти и их выровнять. Валять изделие можно не за один раз. Для этого необходимо поддерживать влажность полотна, но избегать «закисания» шерсти.

Мастер-класс мокрого валяния вы можете посмотреть в видео ниже.

Как валять: основные техники

Изготовление игрушек из войлока осуществляется двумя способами: сухим и мокрым. Первый метод используется для создания объёмных вещей, а второй для плоских.

Ежик, но без тумана

Что нужно знать перед началом работы по валянию из шерсти:

  • Не стоит забывать, что во время работы шерсть усаживается примерно на треть, поэтому запастись следует большим объемом.
  • Вытянув из гребенной разглаженной ленты шерсть, рекомендуется потереть ее в ладонях. Это поможет волокнам спутаться, после чего они лучше сваливаются.
  • Валяя большие поделки, специалисты советуют для внутреннего сегмента брать сливер. Это поможет сэкономить дорогие нитки.
  • Иглы для создания игрушек из войлока должны иметь на своей нижней части насечки небольшого размера. При использовании такого инструмента волокна шерсти хорошо цепляются за насечки, что способствует их сплетению между собой.
  • Иголки потребуются разной толщины. Толстые иглы необходимы для самого валяния, когда обрабатывается шерсть, Применение средних позволяет придать форму изделию, а тоненькие используются для мелких деталей и корректировки оставшихся следов.
  • Обращаться с иглами стоит очень аккуратно, они острее машинных. Часто ломаются, хотя и упругие.

Мокрое валяние игрушек (фелтинг)

В работе используется мыльная вода, в которую окунаются шерстяные комочки. Изготавливая игрушки из войлока своими руками, нужно делать выкройки, увеличивая их с учетом усадки материала. Поэтапное описание работы:

  1. Сначала готовится раствор: кусок мыла надо натереть на терке с большими отверстиями и залить горячей водой. Перемешать и дать настояться около 2 часов. Можно использовать и жидкое мыло.
  2. На пузырчатую пленку, расположенную пузырьками вверх, укладывается базовый слой шерсти, поверх него фоновый, а затем слой с рисунком. Все они не должны быть слишком толстыми, выкладывать их надо перпендикулярно и внахлест. Затем заготовка сбрызгивается водой, покрывается сеткой и вымачивается в мыльном растворе. Сам процесс валяния выполняется руками.

Волокна шерстяной пряжи при механической обработке переплетаются между собой. В итоге на полиэтиленовой основе получается цельное плоское полотно. Так создаются картины, сумки, ковры, части игрушек и другие изделия.

Дополнительная информация: Необходимо правильно подбирать цвета шерсти, чтобы при воздействии воды или мыльного раствора не испортить глубину тона, а также, чтобы различные оттенки не смешались между собой.

Набор для сухого фелтинга

Сухой способ фелтинга


Этот вид валяния более распространен и именно он рекомендуется для новичков. Техника сухого валяния позволяет создавать объемные изделия.

Игрушки, изготовленные сухим способом

Валяние осуществляется иголками с треугольным и звездчатым сечением. Надо подготовить шерсть, иглы для фильцевания, щетку (поролон), а затем переходить к практике:

  • Материал накладывается на щетку внахлест, слой за слоем, спутывается при помощи иголки. Основа поделки иногда изготавливается из синтепона или специальных форм, сверху она покрывается шерстью.
  • Иглу надо держать перпендикулярно поделке. Создание любой игрушки начинается с применения толстой иглы, которая постепенно меняется на более тонкую. Так изготавливаются войлочные новогодние игрушки, куклы, предметы декора, аксессуары.

Смешанный фелтинг

Довольно часто оба вида фелтинга комбинируются в одном изделии. Например, чтобы сделать игрушечную зверушку, можно ее тельце изготовить сухим валянием, а ушки, лапки и одежку мокрым.

Валяние игрушки для детей из шерсти пошагово

Процесс кропотливый, поэтому важно его рассмотреть пошагово от начала до конца, чтобы не пропустить даже небольшую мелочь, которая в итоге скажется на результатах труда

Какая шерсть нужна для валяния игрушек?

Чаще используется овечья шерсть, выделяют австралийских мериносов, отличающихся тонким руном. Материал более грубой структуры применяют для создания валенок и игрушек с лохматым покровом. Для фона и основы берут отбеленный материал. Для наполнения рекомендуется применять мелкий очес.

Самый бюджетный вариант – сливер, это неокрашенный материал по скромной цене. Он обычно служит базой, на которую затем приваливают более тонкий цветной слой мериноса.

Выбор техники

На данный момент насчитывается две техники:

  1. Сухое валяние. С помощью иголки с насечками спутывают волокна. Технология очень схожа с созданием скульптуры из пластилина.
  2. Мокрая техника. Заготовленный материал пропитывают мыльным раствором, гладят, трут и мнут во всех направления. Так получают полотно войлока, из которого выполняют различные предметы декора и обихода.

Для создания объемной игрушки используют первую технику, она позволяет ваять поистине милых и забавных животных и даже фантастических существ.

Какие еще материалы понадобятся?

Хобби не требует огромного количества материалов, основное: пучок шерсти и иглы. Все прочее остается на усмотрение рукодельницы. Некоторые предметы нужны только для определенных видов работ или для безопасности начинающей валяльщицы.

Постараемся привести максимально полный список:

  • граненые иглы различной толщины;
  • иглодержатель;
  • подушечка или подложка;
  • материала в достаточном количестве;
  • синтетические волокна для объема;
  • наперстки для защиты пальцев из резины;
  • пуходерка;
  • клей;
  • тонкая проволока, если нужно сделать каркас игрушки;
  • формы для процесса валяния;
  • пропитывающие составы;
  • сухая пастель для создания рисунка.

Список можно дополнить декоративными элементами: ленточки, бусинки и прочие милые мелочи.

Подробная инструкция


На фоне особенной популярности сов рекомендуется начать с простого мастер-класса, где по итогу получается забавная птичка.

Что необходимо:

  • подложка для валяния;
  • из игл будет достаточно инструмента с обратным ходом и № 38 (универсальный размер);
  • глазки и клюв можно купить готовые, сделать из пуговичек или слепить из полимерной глины. В этом мастер-классе клювик делают из шерсти;
  • нитки средней толщины коричневых оттенков. Обычная швейная игла;
  • ножницы;
  • клей (например, «Момент»);
  • коричневая пастель или тени для век. Они используются для тонировки;
  • шерсть для валяния стоит взять кардочес, по фактуре она напоминает вату, и с ней легче работать;
  • цветовые решения: в основном это коричневые оттенки, которые добавляются серыми белыми вкраплениями, плюс чуть-чуть желтого материала для клюва.

Мастер-класс

  1. Предпочтенные комочки разрываем и перемешиваем для создания пятнистости.
  2. Кладем комок на подложку и начинаем валять, глубоко втыкая толстую или универсальную иголку.
  3. Нужно придать форму чуть сплющенного яйца.
  4. Остановиться на этапе, когда заготовка будет пружинить и не приобретет конечной твердости.
  5. На область живота добавить светлой шерсти, а на спинку – темный кусочек.
  6. Привалить иголкой.
  7. Наметить иглой глазницы и место для клюва, то есть сделать углубления.
  8. Вклеить глазки.
  9. Свалять клюв отдельно: взять желтый комочек, покатать между пальцами и придать форму иголкой на подложке.
  10. Окончательную форму придать уже на мордочке, приложив шарик на намеченное место.
  11. Отшлифовать клюв. Выглядит это так: нужно иголочкой очень частыми и мелкими движениями пройтись по поверхности, придавая ей гладкость.
  12. Пройтись простыми движениями по всей фигурке, выравнивая углы и проверяя симметрию, шлифовать не нужно, только уплотнить.
  13. Иглой с обратным ходом распушаем коричневые участки туловища, не трогая белый живот.
  14. Ниткой и обычной иголкой вышить штрихи-перья, прошить линию шеи для подчеркивания разделения головы и туловища.
  15. Кисточкой нанести тени на глазницы, область под клювом и выделить линию шеи.
  16. Завершающий этап: смочить руки водой и круговыми движениями потереть игрушку. Торчащие прядки подкрутятся, что придаст сове оригинальный и взъерошенный вид.

История возникновения

Для многих кочевых племен Средней Азии это был первый материал, который они могли получить и использовать. Считается, что войлок появился в 5-6 тысячелетии до н. э., когда одомашненные собаки и лошади помогли увеличить стада овец.

Важно! Поскольку дикая овца не имеет кутикулу, войлок можно было добыть только с одомашненных животных. Первое время войлок имел естественный цвет овечьей шкуры, через некоторое время материал начали окрашивать при помощи естественных красителей:

Первое время войлок имел естественный цвет овечьей шкуры, через некоторое время материал начали окрашивать при помощи естественных красителей:

  • Зеленый цвет добывали из смеси листьев ореха, крапивы и шелковицы;
  • Желтый — из шелухи лука;
  • Серый — из отвара фасоли;
  • Коричневый — из отвара скорлупы ореха;
  • Розовый — из цветов синей сливы и цветов дикого мака.

Позднее, смешивая красители, добывали и иные цвета.

При этом большое внимание уделялось не только красоте и яркости оттенков, но и их стойкости к стиркам, осадкам и выцветанию при эксплуатации. Для закрепления цветов применяли дубовый пепел, медный купорос, сок квашеной капусты, ржавые гвозди

Древние племена применяли материал довольно широко: из тонкого войлока создавали головные уборы, из толстого — доспехи, обувь, покрытия для юрт и лошадей. Изделия украшались аппликацией тканью, войлоком и кожей, вышивкой, декоративными стежками. Примечательно, что небольшие вещи обычно делали женщины, крупные — мужчины.

В России войлока не было. Славяне изготавливали полувойлок, классический пример такой ткани — сукно. Впрочем, валяные головные уборы были известны народам Приволжья и Приуралья, они же производились кустарным способом в Новгороде у XIV веке. Обувь (валенки) появились только в середине XIX века, но крестьяне быстро оценили ее плюсы.

Как научиться технике мокрого валяния

Эта технология называется мокрым валянием потому, что в его основе лежит раствор из мыла.

Полотно, созданное таким способом, используется для пошива пальто, шапок, сумок, шарфов. Для этого понадобится:

  • шерсть;
  • 1,5 метра однослойной пленки с пузырьками (продается в строительных магазинах) или москитной сетки;
  • пульверизатор;
  • мыло детское или моющее средство;
  • вода.

Как правило, для мокрого валяния используется тонкая полутонкая шерсть или гребенная лента.

Пошаговая инструкция

Первоначально делается мыльный раствор. Кусок мыла натирается на терке и заливается двумя литрами горячей воды. Все перемешивается, пока мыло не растворится. Дается время загустеть (около 2-х часов). Можно просто взять жидкое мыло. Получившийся раствор способствует быстрому спутыванию волокон.

Раскладка шерсти

  • Расстелите на гладкой поверхности пленку пузырьками вверх. Примерно отмерьте размеры полотна, которое желаете получить, не забудьте прибавить 20%. Заранее определитесь с рисунком, который должен получиться. От мотка шерсти отделяйте пряди аккуратно, по всей длине. Попробуйте делать это легкими подергиваниями. При этом край держите в левой руке, а вытягивайте пряди правой.
  • Раскладываем шерсть в одном направлении по всей отмеченной поверхности пленки.
  • Второй слой кладём перпендикулярно первому. Если хотите получить плотное изделие, делаем еще 2 или 3 слоя. Если оставить 2 слоя, изделие будет тонким, лёгким.
  • Когда выложены все слои, можно наносить рисунок. Его делаем тонким слоем, чтобы он не выглядел грубо в готовом полотне.

Намыливание

Рисунок выложен и имеет тот вид, который будет у готовой вещи. Приступаем к намыливанию полотна

Осторожно поливая мыльным раствором, создаем пенную массу. Чтобы узор не уплыл и не размылся, не стоит лить слишком много воды

Разглаживание

  • Закрываем намыленную шерсть пленкой. Аккуратно разглаживаем поверхность, чтобы мыло распределилось равномерно по всей поверхности. Если пленку сверху чуть-чуть смочить, руки будут легче по ней скользить. Если, приоткрыв пленку, обнаружите, что мыльного раствора недостаточно, его можно подлить.
  • Разглаживание производим в течение получаса, постепенно наращивая степень давления рук на пленку.

Полотно готово, когда поверхность станет гладкой и рисунок не будет отделяться от основного полотна. А оно, в свою очередь, не будет слоиться.

Раскатка

  • Далее сворачиваем заготовку в трубу и катаем ладонями туда — обратно.
  • Затем делаем трубку с другой стороны и снова катаем.
  • Около пятидесяти раз надо прокатать полотно со всех четырех сторон. Прилагать усилия при этом процессе не надо. Но имейте в виду, что всё равно с боков будут сливаться излишки воды. Каждый раз, разворачивая полотно, расправляйте пленку и следите, чтобы заготовка не была замята.
  • Закончив катать, снимите верхнюю пленку. Изделие, не поднимая, сдвиньте к центру и начните слегка мять, давить, как тесто. Периодически разворачивайте его и расправляйте. Через 5–7 минут вы поймёте, что шерсть скаталась.

Уваливание

Последним этапом надо провести уваливание. Для этого освобождаем поверхность от плёнки и кидаем изделие об стол. Не забываем иногда расправлять его, чтобы не возникло ненужных складок. Именно теперь изделие приобретет свой окончательный размер.


Завершив валяние, полотно надо прополоскать и просушить, разложив его на столе.

Как из шерсти овец делают одежду?

Учеными доказано, что шерсть использовалась для производства одежды еще в древние времена. Тогда предметы гардероба представляли собой примитивные накидки и повязки из плохо выделанных шкур. Сегодня технологии сильно изменились, помимо шкур хорошего качества производят тонкий материал из состриженной «живой» шерсти.

С появлением ткацкого станка стали изготавливаться тонкие шерстяные рубахи, которые стали идеальным предметом зимнего гардероба для мужчин и женщин. Процесс начинался со стриг или сбора материала после линьки животных. Затем ее промывали, расчесывали специальными гребнями, чтобы очистить от мусора и разделить на волокна. Волокна сучили на веретено и пряли из них нить различной толщины. Вскоре полученную нить и ткань научились красить.

Сегодня появились новые современные машины, которые способны практически автоматически в промышленных масштабах создавать тончайшую шерстяную материю и нитки. Хотя алгоритм в основном остался прежним, шерсть также состригают вручную, моют, чешут и затем прядут.

Благодаря современным технологиям удается создавать материал из натуральной шерсти с различными рисунками и орнаментами, получаемыми путем сложного переплетения нитей. Окраска достигла совершенства, и вещи теперь не линяют даже после множества стирок.

Как делать своими руками одеяло из овечьей шерсти

Пошив одеяла из овечьей шерсти представляет собой несложный, но трудоёмкий процесс. Он проходит в несколько этапов:

Подбор материала. На рынке можно приобрести как чистое волокно, так и непромытое. Чистая шерсть овцы стоит значительно дороже, чем непромытая, но её понадобиться для изготовления одеяла в 2 раза больше. На одного взрослого потребуется 2,5 кг сырья.

Дополнительная информация. Можно также купить немытое руно и постирать его самостоятельно. Нужно замочить пряжу в мыльной воде и через некоторое время вытащить и разложить её на сетку. Периодически шерсть переворачивают, чтобы она равномерно просыхала с разных сторон.

Выбор материала для пошива одеяла

  • Перебивание шерсти. Для этого этапа нужно запастись длинной палкой и марлевой повязкой. Нужно расстелить покрывало, на него выложить шерсть и слегка окропить водой. После этого берут палку и бьют руно, периодически переворачивая его на другую сторону. Процесс перебивания должен длиться, пока количество овчины не увеличится в 2 раза.
  • Изготовление чехла. Из бязи или ситца сшивают чехол. Одну его сторону оставляют расшитой. Чехол выворачивают наизнанку.
  • Укладывание шерсти. На хорошо распрямленное одеяло нужно выложить шерстяные волокна. Их необходимо разровнять ладонями и позвать помощника, который станет с другой стороны и скатает одеяло в рулон. Сворачивать нужно не очень плотно и постоянно заталкивать пряжу, которая свисает по краям. Необходимо вместе взяться за незашитый край и натянуть на рулон. Затем расправить бока и вывернуть чехол в обратную сторону. Шерсть должна оказаться внутри, после чего её хорошо разглаживают руками. Расшитый край чехла аккуратно зашивают.

Процесс изготовления одеяла

Простёгивание одеяла. Для этого процесса нужна хлопковая нить №10, сложенная в 3 слоя, и большая игла, длиной не менее 8 см. От любого угла чехла нужно отступить 10 см. Углы изделия придавить грузом, чтобы одеяло оставалось неподвижным. Стежки делают по всему одеялу, соблюдая дистанцию 10 см. Нитка не должна заканчиваться. По необходимости к её кончику привязывают новый отрезок нити.

Одеяло из овчины

К основным достоинствам относят:

  • Хорошую циркуляцию внутри изделия, которая обеспечивается благодаря свободному расположению волокон.
  • Лечебные свойства.
  • Способность поддерживать природный температурный режим тела.
  • Невысокая стоимость.
  • Экологичность
  • Высокая гигроскопичность.

Существуют и некоторые недостатки:

  • Натуральное волокно имеет свойство слёживаться, потому одеяло прослужит всего несколько лет.
  • Шерсть барана привлекает пылевых клещей, потому такое изделие способно вызвать аллергию.
  • Одеяло сложно в уходе, поскольку ему противопоказана стирка.
  • Некачественно обработанное руно обладает очень неприятным запахом.
  • Если купить мериносовую пехорку, то изделия будут колючими.

Моток мериносовой пехорки

Овечья шерсть является одним из распространённых натуральных материалов. Она отличается своим уникальным качеством и, хотя есть некоторые недостатки в её использовании, но всё же, они незначительные. Потому не стоит отказываться от тёплых оригинальных вещей, которые способны скрасить серые будни.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.


С этим читают