// шаблон контрольных кнопок роукс ?> рифмы для дошкольников

Мне кажется, наш диалог…

И вот, как говорят спортивные комментаторы, с большим отрывом вперед вырвалась…


Алиса Долгушина

Всё-ж принесет когда-то ветерС собою первый лист осенний,И испугаюсь я немного,Что лето кончилось опять.

Но бег минут, так незаметен,Вновь приведет весны цветенье.Загадка-Времени ДорогаНе повернет, конечно, вспять.

Ура!!! Го-о-ол!!!

Гремят фанфары, звенят литавры, бьют барабаны! Звучат рояли и гитары! Одним словом, оркестр — туш!!! Вот оно — лучшее четверостишие!

Автор Алеся Алфёрова Как же пишутся стихи?Как рисуются картинки?Как на ноты положитьТо, о чём поют снежинки?Не догнать, не повторить -Только вспоминать с улыбкой…Вышел почему-то стихВместо музыки для скрипки.

Четвертая строка

Четвертая строка не должна быть обобщающей все предыдущие. Это игроку все равно не удастся, так как он не обладает всей информацией. Поэтому он должен свернуть все по-своему.

Трудность заключается в том, что это следует сделать оригинально. Не так уж проста игра в буриме. Что это будет так интересно, игроки даже не предполагали. Стих уже почти готов, и остается сделать последнее усилие.

(Несокрушима сила слова!

Назад зовут из-за) кулис…

Артист к народу вышел снова,

Ударив в грязь лицом на бис.

Традиционные поклоны публике только испортят стих. Здесь нужно как-то вывернуться. Хорошим помощником может оказаться одностишие. Здесь оно пришлось очень кстати. У поэта Владимира Вишневского много таких одностиший в стихах. Он также приводит их отдельно.

(Разбирая все детали,

Убегая от) вранья,

Мы для кворума позвали

На халяву третье «я».

Здесь появляется арбитр, но несколько в странном ракурсе. Обычно дальше 2-го я не заходят. Но фантазия игрока нашла 3-е я, которое составило компанию на троих.

(Не понятно ничего

Даже мудрому) ежу.

Все наверно от того,

Что на шухере сижу.

Здесь сработала просто игра слов. Особого смысла концовка не добавила, но вышло смешно, если представить себе дурака, сидящего на «шухере».

(Все железно шло вначале,

В сказке с белою) фатой,

А теперь хожу в печали:

Не совпали мы резьбой.

Свадьба расстроилась и нужно сослаться на причину этого. «Несовпадение резьбой» стало уже распространенным выражением, а то, что вначале фигурировала тема железа, оказалось просто совпадением.

(Набежали тут туманы,

Уплываю к) миражу…

И не трезвый, и не пьяный

— Весь «нагугленный» хожу.

Игрок нашел очень современное решение. Сейчас многие проводят времени в компании с интернетом, и такая ситуация вполне реальна.

Приведем теперь неудачные примеры, которые покажут, как нарушаются принципы игры в буриме.

На крыше жаба соловьем поет,

Качает рыбку высохшая лужа.

Начало вроде бы начинает развивать какое-то событие, но все происходит довольно вяло. Каждый игрок пытается вывернуть по-своему, но развития дальше не получается. Каждый играет в свою игру.

Лениво сыпет дождик проливной,

А на траву ложится снежный пух.

Бомжи копают нору под луной,

С усов устало сбрасывая мух.

Здесь также нет никакой динамики. Первый автор слабо начинает, а второй пытается сыграть на обратном. Но третий игрок сводит эти усилия на нет, а четвертый в том же темпе заканчивает.

Жанр буриме очень полезен не только для новичков, но и для профессионалов. Особенно он популярен среди конферансье и артистов разговорного жанра. Поэтические импровизации способствуют развитию творческих способностей через буриме. Кино также затронула эта тема. Молодые режиссеры по заданным фрагментам фильма придумывают новые сюжеты.

Что такое буриме и чем полезна забавная игра?

Буриме как забаве, упражнению, состязанию в стихосложении уже более трех веков. “Рифмованные окончания” – таково название этой игры в переводе с французского. Любовь к поэзии в XVII-XIX веках отражалась в салонных развлечениях: модно было не только читать стихи, писать их в альбомах, но и играть в буриме.

Образованные люди того времени должны были хорошо рисовать, танцевать и писать стихи. Шутливые или лирические поэтические строки в разных стихотворных размерах и формах, написанные несколькими людьми, – это буриме.

Что такое буриме для начинающего поэта? Своего рода тренировка, проба своих сил в стихосложении, азы ритмических строф. Для школьников это один из активных способов запоминания правил русского языка в занятных стихах.

История буриме


Утверждают, что создателем этой игры был француз Дюло, поэт, который полагал, что у него украли 300 рифм, заготовленных для сонетов. Произошло это в XVII веке. С тех пор стало известно многим, что такое буриме.

А в 1762 году термин этот был зафиксирован во французском академическом словаре. В 1864 году Александр Дюма организовал конкурс, результатом которого стали “Рифмованные концы” (сочинения 350 авторов).

Увлекались буриме литераторы не только во Франции. Игра считалась приятным салонным развлечением во многих странах. И даже если сегодня смешные стишки забыты, сколько прекрасных поэтов научила основам стихосложения игра в буриме!

В России любовью к рифмованным окончаниям известны были В. Л. Пушкин, А. А. Голенищев-Кутузов, Д. Д. Минаев. В 1914 году журнал “Весна” проводил массовый конкурс для любителей стихосложения такого типа.

Что такое буриме

Это игра в слова. Иногда ее называют литературной, но в сущности это забава, которая может рассмешить, развеселить, позволит скоротать время в поездке или при скучном ожидании чего бы то ни было. В нее можно играть в компании, а также всей семьей. Она объединяет несколько поколений за отличным развлечением.

При правильном подходе буриме принесет несомненную пользу школьникам, поскольку зарифмовать можно трудные для произношения, правописания и запоминания слова. Даже познакомить детей с новым словом легко при помощи такой игры.

Буриме – это такое коллективное сочинение стихов, которое подчинено определенным законам. Базовых правил не так много: рифмы нельзя склонять, менять местами и они должны быть разнообразны, порой даже неожиданны.

Задать форму стихотворения, выбрать размер, определить тему или предложить фантазировать в каждой строке исходя их собственного настроя — выбор за участниками.

Рифмы везде

Подглядеть рифмы в интернете — пожалуйста. Есть сайты, на которых подобраны рифмы ко многим словам. И параллельно происходит сочинение стишков с выбранными для окончания строк словами.

Кто-то хорошо помнит стихи классиков, их строки принесут пользу, если игроков для начала интересуют уже готовые рифмы.

А не интереснее ли придумать окончание строки самому? Малыши любят Незнайку Николая Носова. Как здорово он сочинял под руководством Цветика: “Я – поэт, зовусь Незнайка. От меня вам – балалайка.”

Примеры буриме можно найти на многих форумах. Участники игры в Сети поступают таким образом: задают друг другу две пары рифм. Очередной участник с их помощью сочиняет связное четверостишие.

Например, даны рифмы для буриме “палитра – пюпитры, запястье – счастье”. И у следующего игрока получилось милое стихотворение:

За окном дождей палитра,В зале ноты на пюпитрах,Лучик света на запястье,Чтобы музыка в ненастье,Приносила людям счастье.

Лучше раньше

Когда можно начинать играть в буриме? Чем раньше, тем лучше. У детей трех – пяти лет замечательное чувство юмора. Они любят запоминать новые слова, изобретать их. Предложите для начала простейшие рифмы: “гол – футбол”, “город – холод”, “генерал – побеждал”. Покажите на примере, как можно сочинить простой стишок.

Рифмы малыши запоминают моментально. Один из надежных методов научить детей выучить наизусть стихи — просить подсказывать рифмы. Такое доступно даже совсем маленьким. Что такое буриме, дети поймут легко.

После трех-четырех лет стоит подключать ребенка к сочинению стихов. Подражать дети любят всему: куклы, пистолеты, корабли и машины – все из мира взрослых. Книги и стихи — тоже.

Польза и развлечение

Разве не очевидна польза буриме для юных умов? Попробовать свои силы в стихосложении (даже шуточном) — это шаг к творчеству.

Есть и более утилитарный подход: запоминание слов, их правописание и ударение. Здесь могут пригодится такие примеры рифм для буриме: “красивее – счастливее”, “Фекла – свекла”, “торты – корты”, “споры – договоры” и так далее.

Как объяснить ребёнку понятие рифмы

Рифма – это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских стихах обычно используют распространённые точные рифмы: солнце – оконце, котик – ротик, мост – рост и т. д. Более сложные, оригинальные рифмы встречаются в поэзии для старшего возраста.

Виды рифм

  • Мужская. Ударение падает на последний слог (домой – молодой).
  • Женская. Ударение находится на предпоследнем слоге (злато – богато).
  • Дактилическая. Ударение падает на третий слог от конца слова (ухабина – впадина).
  • Гипердактилическая. Ударение падает на четвёртый или последующий слог (протягиваются – притрагиваются).

Чтобы объяснить ребёнку, что же такое рифма, можно привести знакомый многим пример из сказки «Незнайка в Солнечном городе».

Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.

Определение для детей! Рифма – это слова, похожие по звучанию: Маша – каша, гайка – чайка, бетон – жетон и другие.

Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково – главное, чтобы они сочетались между собой (гололедица – не едется).

Подписи к слайдам:

Буриме Буриме ( фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра , заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы , иногда ещё и на заданную тему.

Д ля тех , кто в рифмах ни » бэ «, ни » мэ » игра простая – буриме. .. чувство .. цветы .. капусту .. ты

. Счастье . Диван . Плохо . Обман Казалось мне, что мое счастье Любимый плюшевый диван Мне как стало на нем плохо И понял я, вся жизнь – обман !

История Появились в XVII веке (изобретатель — французский поэт Дюло ), но особое распространение приобрела в XIХ — ХХ веке — сначала только в салонах , а затем и в самых широких кругах. Наряду с пасьянсом , лото и домино является излюбленным занятием масс , конкурируя даже с занятиями активными видами спорта.

Новое время Буриме пользовалось популярностью у поэтов ХХ века ( Бретон , Элюар , Арагон ) Буриме входило в качестве одного из традиционных заданий в конкурсы КВН . Сегодня буриме существует и как сетевая интерактивная игра на нескольких сайтах с различными правилами, оформлением и атмосферой. На одних сайтах ведутся рейтинги и проводятся соревнования, на других механизм голосования позволяет участникам давать оценки различным буриме и рифмам.

Цветы-мечты Учитель-мучитель Кабинет-интернет Обед-сосед

. ловил . знал . любил . играл . не оценил . не понял . разлюбил . спорил . ушла . одна . прошла . луна

Рифмы к домашнему заданию: м ел сел д оска тоска ж урнал пенал т ряпка мягко

Как играть в «Буриме» Вариант первый классический

Традиционно для начала подбирают группы рифм. Их можно придумать самостоятельно, или взять готовые, которые считаются самыми удобными. Для маленьких детей можно выбирать наиболее простые сочетания. Чаще всего берут два последних рифмующихся слова для первых двух строк. И еще два — для двух последних. Это своеобразный подбор ключевых слов, которые нужно использовать в своем четверостишье.

В интернете можно найти множество подобных готовых рифм для Буриме. Но интереснее придумывать их самим. Например:

  • цветок-мотылек; зовущий-цветущий;
  • птенчик-бубенчик; сомненье-настроенье;
  • картинка-рябинка; голодный-угодный;
  • дверь-зверь; далекий-глубокий;
  • еж-не трожь; пальчик-мальчик.

Каждый игрок придумывает свои четыре слова, которые рифмуются по два, как в примерах. Нужно из этих ключевых опорных слов придумать четверостишье.

Вы записываете свои слова на листок и передаете его участнику, сидящему от вас по часовой стрелке. Он в свою очередь передает свои слова по кругу следующему участнику. Каждый должен придумать осмысленное стихотворение, которое затем зачитывается по очереди. Вот, что может получится:

На полянке расцвел цветок,

На него прилетал мотылек.

Но сорвали цветок зовущий,

Опустел вскоре сад цветущий.

Новое время

Буриме пользовалось популярностью у поэтов XX века (Бретон, Элюар, Арагон)

Буриме входило в качестве одного из традиционных заданий в конкурсы КВН.

Сегодня буриме существует и как сетевая интерактивная игра на нескольких сайтах с различными правилами, оформлением и атмосферой. На одних сайтах ведутся рейтинги и проводятся соревнования, на других механизм голосования позволяет участникам давать оценки различным буриме и рифмам: неудачные стихотворения исключаются из основного списка, а плохие рифмы (любовь/кровь, бить/любить) выбрасываются из словаря. «Хорошими» считаются неожиданные (Айболит / «Общепит») и составные рифмы: «у Манина / ума нема», «или Жаннет / или же нет» (эти и нижеследующие примеры взяты с первого в русской сети сайта буриме, существующего с 1995 года).

В беде месье Хамелеон —
Как звать забыл с похмелья он
Жену — Аннет или Жаннет?
Или Же есть, или Же нет?
 — Не Пушкин.

или

Памяти Продовольственной Программы
Там, где воды текут Амура,
Там, где высятся синие горы,
Там, где тучи проходят хмуро —
Не хотят расти помидоры.
(не подписано)

В сетевых версиях игры в рамках строго проверяемых программой правил возможны творческие вариации. Например, там, где предусмотрена строка для заглавия, её можно использовать как дополнительную строку текста. Таким образом можно сочинять пятистишия, организованные по схеме лимериков:

Старый бомж из далёкого края
Плакал, мёд из дупла вынимая:
«Не кусайтесь, шмели,
Я опять на мели…»
И шмели не кусались, внимая.
 — Quebec

Игры на рифмы для дошкольников


Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.

Рифмы для детей дошкольного возраста будут отличной альтернативой планшету или мультикам.

1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.

2. В детском саду, а позже и в начальной школе широко используются смешные загадки для детей с ответами в рифму.

Я в густом лесу

Видел рыжую … (лису). 

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал … (зайчик). 

Все девчонки и мальчишки

Очень любят читать … (книжки).

3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.

Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.

Примеры:

— котик, домик, ротик;

— спит, пить, кит;

— пастух, петух, пакет.

4. Игра для двух и более детей – придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.

5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:

— га-га-га-га-га – нога;

— ба-ба-ба-ба-ба – труба;

— ла-ла-ла-ла-ла – юла.

Чтение детских стихотворений и собственные первые стихи будут способствовать развитию речи у дошкольников и развивать творческие способности.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Стихи, рифмы» также читают

Стихи для дошкольников

Стихи для заучивания

Сказки в стихах

Значение рифм

Стихи являются первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети. Сразу после рождения крохам начинают петь колыбельные, рассказывают прибаутки, потешки. Предки, хотя и не понимали механизма воздействия стихов на развитие психики малыша, но чувствовали это интуитивно. В прошлом веке учёные обнаружили воздействие на речевое развитие ребёнка ранних коммуникаций. Дети, которым книжки читали от рождения, говорить начинали раньше тех, кому этого не доставалось. Читать младенцам, по мнению скептиков, бесполезно, поскольку они ничего не могут понять

Но, хотя смысла прочитанного карапуз и правда не может постичь, но важно тут другое. Слыша материнскую речь, он к ней привыкает, чувствует её ритм и со временем начинает понимать отдельные слова

Больше детское внимание привлекает эмоционально окрашенная речь. Лучше всего воспринимаются рифмованные прибаутки и потешки

Это оказывает огромное влияние на формирование речи ребёнка, которое начинается чуть позже. Схожие по произношению слова ребёнок проще запоминает благодаря ассоциативным связям. Многих родителей удивляет, когда их дети запоминают стихи с ходу. На самом деле, это является отличной тренировкой мозга

Важно поддерживать стремление ребёнка к повторению, а затем и к подбору рифм. Это одновременно и полезно, и увлекательно

Рифмы развивают слуховое восприятие, фонематический слух и языковое чутьё.

Что такое буриме

Это игра в слова. Иногда ее называют литературной, но в сущности это забава, которая может рассмешить, развеселить, позволит скоротать время в поездке или при скучном ожидании чего бы то ни было. В нее можно играть в компании, а также всей семьей. Она объединяет несколько поколений за отличным развлечением.

При правильном подходе буриме принесет несомненную пользу школьникам, поскольку зарифмовать можно трудные для произношения, правописания и запоминания слова. Даже познакомить детей с новым словом легко при помощи такой игры.

Буриме — это такое коллективное сочинение стихов, которое подчинено определенным законам. Базовых правил не так много: рифмы нельзя склонять, менять местами и они должны быть разнообразны, порой даже неожиданны.

Далее условия игры варьируются от пожеланий участников и их навыков. Рифмы можно взять готовые или сочинить самим. Каждый следующий игрок может прочитать написанное перед ним, а может и не знать содержание предыдущей строки.

Задать форму стихотворения, выбрать размер, определить тему или предложить фантазировать в каждой строке исходя их собственного настроя — выбор за участниками.

Что значит буриме. Буриме – что это? Описание и особенности жанра буриме

Буриме как забаве, упражнению, состязанию в стихосложении уже более трех веков. “Рифмованные окончания” – таково название этой игры в переводе с французского. Любовь к поэзии в XVII-XIX веках отражалась в салонных развлечениях: модно было не только читать стихи, писать их в альбомах, но и играть в буриме.

Образованные люди того времени должны были хорошо рисовать, танцевать и писать стихи. Шутливые или лирические поэтические строки в разных стихотворных размерах и формах, написанные несколькими людьми, – это буриме.

Что такое буриме для начинающего поэта? Своего рода тренировка, проба своих сил в стихосложении, азы ритмических строф. Для школьников это один из активных способов запоминания правил русского языка в занятных стихах.

Игры на рифмы для дошкольников

Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.

1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.

2. В детском саду, а позже и в начальной школе широко используются смешные загадки для детей с ответами в рифму.

Я в густом лесу

Видел рыжую . (лису).

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал . (зайчик).


Все девчонки и мальчишки

Очень любят читать . (книжки).

3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.

Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.

— котик, домик, ротик;

— пастух, петух, пакет.

4. Игра для двух и более детей – придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.

5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Совместное предприятие Нового Конкурса и Быстрого Конкурса Буриме http://stihi.ru/avtor/burimama . Ведущая и текст — весёлая и задорная Юлия Столовая http://www.stihi.ru/avtor/stolovka ! Буриме продолжается!

ПРАВИЛА КОНКУРСА-ИГРЫ БУРИМЕ

Буриме — литературная игра, заключающаяся в написании участниками стихов на одни и те же заданные рифмы и сравнении результатов. Буриме — название французское, означает, как ни странно, рифмованные концы. Игра была очень распространена в 19 веке. Существует легенда, что Пушкин некоторые из своих шедевров написал именно на заданные рифмы! Мы решили вдохнуть в эту игру новую жизнь! Ау, таланты! Мы ждём от вас не просто кое-как связанные по смыслу тексты, не использования всех заданных рифм, ждём настоящих интересных стихов, которые не стыдно будет даже в»Избранное» включить. Вот такая задача-максимум.

Наш конкурс прост. Мы даём 20 рифм, 10 — на последний слог(мужских рифм), 10 — на предпоследний(женских). Конкурсные тексты в объёме не ограничиваем, но использование дополнительных рифм, мягко говоря, не приветствуем!

Сдать работы надо в рецензиях под заданием до 6.00 утра 28 сентября 2009. 28 или 29 сентября — день публикации всех принятых стихов. Голосование — 4-5 дней. Потом — итоги.

20 рифм — для выбора, использовать, как вы поняли, можно не больше, чем надо для написания вашего стихотворения.

У нас нет никакого ограничения по теме и объёму, лишь бы текст был законченным самостоятельным произведением. (Как показал опыт, и 4-хстрочная миниатюра может быть достойным участником соревнования!)

Строить свои шедевры авторы могут как захотят! Хоть 2+2+2+2, хоть ломать строчки лесенкой по-маяковски, хоть ломать столбиком — по-рождественски!

Взносы по 50 баллов за каждое заявленное стихо! На логин burimama .

Три призовых места.

Победитель получает примерно 50% общего куша! За 2-е место — 30%, за 3-е — 20%!

Голосование простое. Хоть авторы, хоть зрители голосуют за лучшие (на их взгляд) 3 стиха с распределения мест и соответственно 3, 2, 1 баллов!

НОВОЕ ЗАДАНИЕ «РИФМЫ МИХАЛКОВА»

Ушёл из жизни патриарх детской литературы Сергей Михалков! Почтить его память считаем своим долгом! Но это не значит, что мы ждём рифмованных некрологов или стихов для детей! Мы ждём настоящих шедевров! И принцип наш — тема свободная! Чувство юмора не возбраняется! Рифмы можно склонять, видоизменять, но они должны узнаваться. Вперёд, к новым творениям!

1.гость-гвоздь 2.котят-хотят 3.газ-вас 4.бульвар-шар 5.например-милиционер 6.карнавал-узнавал 7.нужны-страны 8.диверсант-банд 9.обед-табурет 10.знаком-моряком

1.люди-(на)верблюде 2.обратиться-птица 3.благодарны-пожарным 4.было-мыло 5.океаны-пеликаны 6.ответьте-ракете 7.сена-несомненно 8.осмотрели-теле 9.по старинке-простынки 10.пистолетом-летом

Ау, таланты! Все, кто свободен! Новая битва в буриме начинается! Верю, что справитесь, хоть и не будет легко!

Второй упрощенный вариант игры «Буриме»

Этот вариант более простой, так сказать, адаптированный под разновозрастную компанию. Когда в ней есть подвыпившие гости и дети. Каждому выдается листок бумаги и ручка. Нужно написать первые две строчки любого стихотворения, которое приходит на память. Можно сочинить начало и самому. Эти две строки пишут одна под другой. Например:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

Верхнюю строку загибают, и передают листок участнику, сидящему слева. Он, в свою очередь, должен придумать рифму к этой последней строке. Конечно, не стоит продолжать стих теми строчками, которые придумал великий поэт. Можно продолжить так:

Теперь загибается вторая верхняя строчка. И листок передается следующему участнику. Он видит только фразу:

  • Я подарил тебе цветы. И, соответственно, придумывает свою рифму только к этой строчке. Например:
  • Поставил в вазу. Но коты…

Следующий игрок добавляет:

Другой пишет рифму к этой строке:

Да ладно, хоть воды попили.

Так продолжается до тех пор, пока в листочке каждого участника не будет места для новой строчки. Т.е. до тех пор, пока из листка не получится тонкая трубочка. Затем свитки разворачивают и по очереди читают произведение. Обычно это получается очень смешно, потому что направление мысли каждого участника отличается и стих выходит очень забавным.

Буриме: примеры рифм

Буриме называется сочинение стихов по заданным рифмам. Эту литературную игру придумали в XVII веке французы. Она быстро стала популярной среди европейской знати, которая любила соревноваться в остроумии. В наше время, к сожалению, эту игру подзабыли. Классическая игра в буриме требует, чтобы рифмы были разнородными, их нельзя было менять, а тему стихотворения провозглашалась заранее. Игру можно адаптировать под индивидуальные особенности и возраст детей. Начать можно с предложения дошкольнику придумать стихи. Взрослый должен подобрать пару рифм, которые ребёнку нужно вставить в придуманную фразу. Можно взять, например, слова «грызёт – ползёт». Вначале ребёнку предстоит придумать первое предложение – чаще всего это простое нераспространённое предложение, например, «Щенок грызёт». Взрослый задаёт наводящие вопросы, помогающие ребёнку усложнить предложение (какой щенок, что грызёт, какое у него настроение). По такому же образцу продолжается создание второго предложения. Получиться может примерно такое стихотворение:

Рыжий щенок лихо косточку грызёт Мышка серая проворно в домик свой ползёт.

Подобный собственный стишок ребёнок может запомнить надолго. Во время чтения вслух стихов можно, хлопая в ладоши, отбивать ритм. Благодаря этому ребёнку проще уловить, какие слоги являются ударными, а какие безударными. После того, как он в этом разберётся, ему будет проще объяснять стихотворные размеры. Ударные слоги можно даже специально подчёркивать. Для чтения лучше выбирать стихи с весёлыми яркими образами, способными быстрее развивать детское воображение. С ним также нужно обсудить, что он представляет во время чтения стихов. К стихотворению можно даже добавить самодельную картинку. Со стихотворной литературой дети знакомятся раньше, чем с прозаической. Им нравятся повторы звуков, мелодичность стихов, поэтому, даже ещё не понимая смысла стихов, крохи просят родителей перечитывать их вновь и вновь. Пусть ребёнок сам допишет двустишие или четверостишие, подобрав несколько рифм. Важна и тренировка воображения. Ребёнку можно предложить упражнение, в котором необходимо для получения нового образа соединить движение и форму с цветом.

  • Крадущийся на цыпочках, угловатый, коричневый.
  • Летящий кружевной зелёный.
  • Лежащий обкусанный красный.
  • Плотный круглый синий.
  • Стройный качающийся голубой.

Метафоры – такие весёлые и простые. Метафора является одним из вариантов сравнения, она переносит качества одного объекта на другой. Метафоры можно выдумывать весьма весёлые и остроумные.

  • У моей сестрёнки не язык, а ухабистая, мокрая, длинная просёлочная дорога.
  • У моего братика глаза, как две большие зелёные лягушки, нос как холм с парой тёмных пещер, в глубине которых спрятаны драгоценные камушки.
  • У моего приятеля уши – как большие воронки, в которые утекают любые шорохи.
  • Моя душа в прошлом была бабочкой, которая теперь может упорхнуть в любом направлении.

Ребёнку можно предложить придумать несколько метафор, касающихся разных частей тела – какие они есть или какими бы хотели бы быть. Также можно пофантазировать подобным образом о биении своего сердца, о своём воображении, кровеносных сосудах, голосе, дыхании, руках, ногах, лёгких и т. д.

Как ребёнку объяснить понятие рифмы?

В рифме имеется сочетание мелодики слов с совпадающими ударными гласными. В детских стишках обычно присутствуют наиболее точные рифмы: день – пень, рост – мост и т. д. В поэзии для более старших возрастов применяются намного более сложные рифмы.

Виды рифм

  • Мужская с ударением на последнем слоге (домой – молодой).
  • Женская с ударением на предпоследнем слоге (красоты – заботы).
  • Дактилическая с ударением на третьем от конца слоге (впадина – жадина).
  • Гипердактилическая с ударением на четвёртый от конца слог или следующий за ним (притрагиваются – протягиваются).

При объяснении понятия рифмы ребёнку лучше всего воспользоваться методом Незнайки из знаменитой сказки Н. Носова. Там Незнайка задумал стать поэтом и пытался подобрать к словам рифмы. Поэт сказал ему, что слова в рифму должны одинаково оканчиваться. Незнайка всё понял по-своему и придумал рифму «палка – селёдка». Отсюда ясно, что одинаковое окончание слов вовсе не гарантирует появление рифмы. Детям можно просто объяснить, что рифмой называются похожие по звучанию слова: чайка – гайка, каша – Маша, батон – клаксон

Но слова не всегда могут иметь одинаковые окончания, важно, чтобы между собой они сочетались – в гололедицу – не едется

Как последовательно обучать дошкольников придумыванию рифмованных текстов?

Дети 3-6 лет очень любят сочинять стишки, искать сочетания слов, при этом активно занимаясь словотворчеством и придумывая собственные слова, понятные лишь своему кругу. Нельзя мешать подобным словесным экспериментам, наоборот, сочинительство и поиск рифм в ребёнке нужно всячески поддерживать. Это развивает воображение, любовь к родному языку, учит понимать красоту речи. Если у ребёнка сформировался интерес к стихам, то в будущем он будет лучше воспринимать и ценить поэзию.


С этим читают