Картина на бересте своими руками. пошаговая инструкция с фото

Применение

В древности


Берестяной короб в экспозиции Нижнетагильского музея

На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).

Берестяные грамоты

Новгородская берестяная грамота XIV века

Основная статья: Берестяные грамоты

Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

Внешние изображения

Другое применение

Летнее нанайское жилище из берёсты и ивовых прутьев. На заднем плане — вешала́ для ю́колы, спереди — рыбацкие сети и деревянный якорь.Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова

Различные народы используют берёсту в качестве кровельного материала и для изготовления лодок.

Берёста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров.

Современное применение

В России из берёсты изготовляют наборные рукоятки ножей. Такие рукоятки позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности берёсты. Высокие водоотталкивающие свойства берёсты позволяют делать рукоятки ножей без дополнительной пропитки.

Пучок берёсты — простейшая форма факела.

Из берёсты путём сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона.

Декоративно-прикладное применение

Картина на берёсте в Лудорвайском музее

Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий.

Иркутский художник Евгений Ушаков разработал уникальную технику пластинчатой мозаики из берёсты, в которой создавал картины и станковые панно.

Сувенирные магниты

Оригинальные и простые в изготовлении поделки смогут украсить интерьер, внеся в него нотку самобытности. Таким подарком можно порадовать близких по поводу и без него.

Для работы надо приготовить:

  • картон и берестяные заготовки;
  • клей ПВА;
  • нож и ножницы;
  • карандаш;
  • шило или дырокол;
  • небольшой магнит;
  • точилку;
  • березовую веточку;
  • акриловую краску.

Порядок работы.

  1. Из бересты вырезать небольшую основу для поделки любой формы.
  2. Из картона выкроить основу-подложку и приклеить ее с изнаночной части заготовки.
  3. К картонке приклеить приготовленный небольшой магнит.
  4. Березовую веточку аккуратно заточить при помощи точилки так, чтобы получилась красивая спиральная стружка.
  5. Края берестяной заготовки окрасит слегка акриловой краской, подчеркнув фактуру материала. Сделать это несложно при помощи губки из поролона или кисточки.
  6. Из стружки склеить импровизированные розочки и приклеить их к бересте.

Проявив творческий подход, несложно смастерить различные сувенирные магниты, дополнив их берестяными ленточками или джутовым шнуром.

Придумать сюжеты для подобных сувениров поможет фантазия или картинки береста.

Использование материала

Изделия из древесины березы карельской делали плотники еще в давние времена. В 18 веке ее заметили знатные князья, в результате началось производство мебели. В это время появился стиль русский ампир, а карельские гарнитуры вписывались в интерьер как нельзя лучше.

Уже в первой трети 20 века популярны стали шкатулки из древесины карельской березы, рамки для фотографий и другие предметы интерьера. Начали производить мебель в большем количестве, чем раньше.

В начале 21 века открылось много производств работающих с карелкой. Примечательно, что работе с этим деревом обучают прямо на месте.Фактических данных и правил ее обработки не существует, в результате учеба происходит особым образом. Карельскую березу на конвейер не поставишь, только ручная обработка.

В работе чаще всего используют шпон карельской березы, а не массив. Это куски дерева толщиной 0,8 мм. Одна крупная березка даст около 70 м2 этого материала. Вырезанные детали приклеивают на более дешевые породы, такие как липа, получаются качественные футляры и рамки.

Карельская береза очень плохо поддается на любые механические воздействия, с ней сложно работать, одно неудачное движение и получается некрасивый скол, не под тем углом начат распил – осыпался весь кусок. Лучше всего такая древесина переносит полировку, любит, когда ее покрывают лаком.

Для того, чтобы дорогая древесина не превратилась в горку стружки следует ее правильно и долго сушить. Тогда не появятся деформированные части и трещины. Если изделие предусматривает отверстия под шурупы, то их просверливают заранее.


В мебельном производстве древесина карельской березы занимает почетное место, она востребована, стоит дорого и используется только в эксклюзивных отделках. Часто ее совмещают с ажурным металлом, что придает изделиям легкость, изящество и оригинальность.

Заготовка бересты

Заготавливают бересту в мае — июне, во время сокодвижения, когда она эластичная, легко снимается со ствола дерева, хорошо принимает тиснение и гравировку. Береста должна быть гладкой, ровной без дефектов (заплывших сучков, порезов, трещин), горизонтальные полоски, характерные для берёзы, не должны быть круглыми.

Для заготовки бересты понадобятся пила, топор, сочалка или проволока, нож (рис. 1). Сочалкой удобно отслаивать берестяной цилиндр-сколотень со ствола. Для этой цели можно приспособить также кусок толстой стальной проволоки, загнув ее с одного края в виде рукояти. Ножом делают горизонтальные разрезы на стволе при заготовке сколотней, вертикальные и горизонтальные — при снятии пластовой бересты, спиральные вокруг ствола — чтобы получить берестяную ленту (лыко).

Рис. 1. Инструмент для работы с берестой.

Для сколотня бересту снимают со ствола целиком. Делают это так. Прямой ствол с гладкой корой распиливают на отдельные куски длиной 40-50 см

Затем просовывают под слой бересты сочалку и осторожно продвигают ее вокруг ствола. Почувствовав, что береста отслоилась от него, легкими ударами выколачивают ствол из сколотил

Якутский нож, клинок 145 мм, рукоять береста+рог.

Можно не распиливать ствол, а сделать на нем кольцевые (горизонтальные) разрезы, отстоящие друг от друга на 40-50 см. (Длина сколотил должна быть в 1,5-2 раза больше его диаметра.) Затем в нижний разрез под слой бересты просунуть сочалку и отслоить от ствола берестяной цилиндр, как описано выше. Сначала снимают самый маленький сколотень, в конце — самый большой, вставляя их один в другой, как матрешки. Так и хранят сколотни в сухом прохладном месте.

Ленту шириной 3-4 см сдирают со ствола спирально, постепенно отделяя от него тупой стороной ножа. Затем сматывают в рулон, хранят, как и сколотни, в сухом прохладном месте.

Для заготовки пластовой бересты на стволе на расстоянии 30-35 см друг от друга делают два горизонтальных надреза и соединяют их одним горизонтальным, после чего сочалкой отслаивают пласт бересты. Заготовленные пласты укладывают стопкой между двумя досками и придавливают грузом. Перед плетением пласт бересты разрезают на полоски необходимой ширины, очищают их от грязи и мха, разделяют послойно до нужной толщины.

Берестяной кузовок своими руками

Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию берестяного кузовка для начинающих. Стоит отметить, что, хотя изделие способен создать неопытный ремесленник, на это придется выделить несколько часов.

Предполагается, что материал в наличии и подготовлен к работе.

Используйте берестяной лист нужного вам размера. Предположим его величина 40Х30 см. Подготовьте тонкие ленты для «шитья» изделия. Их длины должно хватить, чтобы соединить края кузовка. Толщину делайте примерно 0,5-0,7 см.

Сверните лист, наложив края друг на друга, и зафиксируйте их, например, канцелярскими зажимами или крупными скрепками. На краях, которые наложены друг на друга, сделайте отверстия.

«Сшейте» цилиндр, используя приготовленные ранее ленточки из бересты. Зажимы теперь можно убрать. На тубе отметьте уровень дна в 10 см. Разрежьте бересту на 4 части до этой отметки на равном расстоянии друг от друга. Загните детали дна друг на друга и «сшейте» при помощи тонкой ленты.

Кузовок готов. Его можно украсить кусочками бересты другого цвета и приделать ручку, если необходимо. На фото вы видите поделку из бересты в готовом виде.

В сети существует много идей и инструкций для поделок из бересты. Пользуйтесь ими или придумывайте свои варианты. Ваше творчество точно никого не оставит равнодушным!

Электролобзик

Незаменимая вещь при любой работе с деревом. Данные инструмент встречается почти во всех инструкциях по созданию поделок. Выбрать его несколько сложнее, чем просто пилу. Связано это с большим количеством деталей, которые стоит учесть.

Дешевые аналоги ненадежны в работе и не подходят для постоянного использования. Их материалы быстро приходят в негодность, что приводит к необходимости замены комплектующих.

Дешевые лобзики подходят для черновой работы, но неприменимы для выпиливания тонких, изящных линий. Связано это с тем, что они часто «заваливаются» то в одну, то в другую сторону и не способны держать заданную ровную прямую. К таким моделям нужна сноровка в использовании.

Плюс лобзика в его функциональности. Вы можете поменять лезвие и работать, как с мягким деревом, так и твердым, тонким или толстым. Фанерой или плитой ДСП, получая всегда превосходный результат.

Как сделать простую мебель из дерева своими руками

Табурет

Начать изготовление деревянной мебели лучше с простого табурета.

Для работы потребуется:

  • Бруски с сечением 50 мм.
  • Доски для сидения.
  • Саморезы.
  • Металлические уголки.
  • Столярный клей.

Этапы работы:

  • Из бруса нужно выпилить 4 ножки длиной 50 см.
  • Далее следует из досок сформировать макет будущего сиденья размером 35*43 см.
  • Из бруса нужно нарезать царги (размещаются сразу под сиденьем) и проножки (скрепляют ножки между собой для большей устойчивости).
  • Все заготовки требуется зашкурить наждачной бумагой. Сначала следует использовать наждачку со средним зерном №40-60. Финишную обработку нужно выполнять мелким зерном – 100-150.
  • Крепить детали табуретки только с помощью саморезов нельзя, поскольку она быстро расшатается и придет в негодность. На каждом конце царги и проножки следует выпилить шипы, а на ножках пазы для шипов.
  • Размер шипа должен соответствовать 30% от ширины царги, длина – 80% от ее ширины.

Изделия из дерева своими руками: пошаговое изготовление табурета

Затем нужно выпилить пазы с учетом вычисленных размеров шипов. Для этого дрелью с тонким сверлом сделать отверстия по периметру намеченного паза. После этого, используя стамеску, необходимо сделать углубление в ножке Важно следить за размерами паза. Далее лобзиком и рашпилем на царгах и проножках следует выпилить шипы. Во время выпиливания требуется примерять шип к пазу, при необходимости подогнав его под нужный размер. Собирать табурет рекомендуется постепенно, соединяя 2 ножки между собой с помощью царг и проножки Перед тем как вставить шип, нужно на внутреннюю часть паза нанести каплю столярного клея

Собирать изделие требуется осторожно, так как до полного высыхания клея нужно 24 часа. Доски сиденья также нужно склеить. Для этого нужно проклеить их с одной боковой стороны и стянуть струбциной, пока клей не высохнет.

  • Заключительные работы нужно проводить после высыхания столярного клея.
  • Царги и ножки необходимо скрепить уголками, для устойчивости и крепости.
  • Сиденье требуется закрепить на ножках саморезами.

Откидной столик


Такой столик будет уместен на балконе или лоджии, а также в кухне, если она малогабаритная. Главное при изготовлении откидного стола – это сделать крепкое и безопасное крепление.

Также нужно учитывать условия, в которых он будет эксплуатироваться. Например, если балкон открытый, то материалы стоит брать более крепкие и долговечные и использовать специальные защитные покрытия для древесины.

Этапы работы:

Изготовление столешницы. Столешница может быть любой формы и из любого материала.

Однако рекомендуется брать доску, сделанную из твердых пород, толщиной не более 3 см. Сторона, которая будет крепиться к стене, должна быть прямая. Закругления на столешнице выполняются электрическим лобзиком.

Подготовка частей крепления.

От того насколько точно будут вырезаны и соединены между собой планки зависит устойчивость конструкции и ее долговечность.

Все деревянные части столика следует зачистить наждачной бумагой с мелким зерном либо с помощью шлифовальной машины.

Затем, обработать антисептиком, чтобы дерево не гнило, и сверху покрыть лаком.

Сборка столика.

С помощью саморезов к стене прикрепляют вертикальную и горизонтальную планки. Далее на них закрепляют петли, а затем непосредственно ножку крепления и столешницу.

Немного о свойствах природного материала

Бересте свойственна гибкость и техничность, очарование и многообразие. Материал очень благодатный и быстро откликается на задумку автора.

  • Надежность – вдоль волокон материал невероятно прочен, но стоит взять бересту неправильно и она тут же порвется. Определить правильное направление очень просто, чечевички видимы на глаз, и укажут необходимое распределение нитей, просто будьте внимательны.
  • Упругость – плотность надо почувствовать, взяв его в руки можно ощутить насколько он позволяет упражняться с простотой и грацией.
  • Эластичность – его безбоязненно можно сгибать, заломов не образуется.

Способы обработки

Из бересты своими руками можно изготовить множество различных изделий, самое главное — правильно обработать этот материал. Существуют самые различные способы его художественной обработки, а именно:

  • роспись;
  • чеканка;
  • плетение;
  • окраска;
  • выжигание;
  • тиснение.

Тиснение – очень практичный способ декорирования, так как он не нарушает целостность материала и сохраняет его первоначальный цвет. Некоторые мастера выполняют тиснение простым ножом и делают узор сразу же, без наметок. Однако чаще всего предварительно подготавливается картинка, которая затем выдавливается на бересте.

Достаточно практичным и интересным способом отделки является выжигание. Многие мастера используют эту технику для создания красивых и оригинальных картин. Они очень выгодно подчеркивают расположение линий коры. Несколькими легкими штрихами мастер усиливает естественный рисунок и при надобности добавляет дополнительные детали к композиции.

Роспись отличается пластичной красотой готового орнамента. Различные оттенки красок имеют очень широкую гамму и эффектно выглядят на теплом фоне березовой коры. Плетение из бересты применяется для придания изделию особой фактуры. Тоненькие нити продеваются через прорези фона и образуют определенный узор.

Цены на изделия из бересты

Цены на изготавливаемые вами изделия будут зависеть от качества, искусности выполненной вами работы, а также от спроса на этот вид изделий в вашей местности.


Магазин-интернет (для ориентировки) предлагает по таким ценам: подставка диаметром 19 см с тисненым рисунком — от 75 рублей, подставка из наборной бересты — 170-300 рублей, три баночки под специи — от 180 рублей, футляр для очков — 160 рублей, туеса высотой 25 см и диаметром 14 см с тисненым рисунком — от 560 рублей, а корзинка ажурная — 340 рублей.

Авторские работы оцениваются значительно выше. Скажем туес (см. фото) высотой 370 мм и диаметром 16 мм стоит 3850 рублей.

Шемогодская резьба по берёсте

Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев.

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочка-рева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г..

Домшинская берёста

В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста» — умельцы особым, очень прочным способом плели из бересты самые разные предметы быта.

Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.

Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор. Позднее, в начале XX в., стали просто раскрашивать второй слой бересты под прорезным узором. В дорогих изделиях, которые, как правило, изготовляли на заказ, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.

Берёста в современном интерьере: Эко-тренд

Мода на березовую кору пришла не сама по себе, а как следствие нарастающей популярности легких, экологически чистых интерьеров и возобновление забытого прошлого. Чем меньше природы за окном, тем больше хочется видеть ее в интерьере.

Эко-стиль в интерьере: из бересты получаются прекрасные абажуры, декоративные панно, мебельные фасады, сумки, картины, аксессуары, украшения для декора и флористики, а также панели с большим сроком эксплуатации в 25 лет и очень разнообразным рисунком, созданным самой природой.

Мастер-класс по созданию объемной деревянной аппликации

Деревянная аппликация поражает своей красотой. Современные технологии позволяют создать сложный рисунок, выполненный из тонкой древесины. Предлагаем вашему вниманию подробный мастер-класс по созданию аппликации из натурального массива.

Перед тем как приступить к рабочему процессу, необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • тонкую древесину;
  • простой карандаш;
  • изображение, по мотивам которого будем создавать аппликацию;
  • лист бумаги;
  • тонкая фанера;
  • клей для дерева;
  • пропитка. Она понадобится для придания цвета будущей поделки.

Рабочий процесс делится на несколько этапов:

  • На листе бумаги рисуем будущий эскиз. Вес детали подписываем и нумеруем.
  • Далее весь рисунок разрезаем на отдельные части;
  • Острые углы аккуратно срезаем.
  • Каждую деталь шлифуем наждачной бумагой.
  • После того как поверхность подготовлена, начинает тонировать каждый элемент аппликации. Для этого понадобиться тонкая кисть и морилка на водной основе.
  • Когда все детали высохли, можно приступать к изготовлению деревянного панно.
  • Каждый элемент покрываем клеем.
  • После этого фиксируем их на листе фанеры.
  • Когда все элементы на своем месте, оставляем наше панно до полного высыхания.
  • Придать четкий контур можно с помощью тонкого маркера.

Как видите создать красивую вещь достаточно просто. Главное в этом деле проявит чуточку фантазии и упорства.

Еще больше инструкций, как сделать поделки можно найти на сайте наших друзей.

Цветочная клумба

Если остался брус после возведения беседки или баньки, почему бы не пристроить остатки на садовом участке. Хорошая идея – клумба для цветов. Обычно остатки деревьев и строительных материалов сжигаются или попросту выбрасывают, мы же предлагаем поступить иначе.

Изготовление клумбы:

Полезные и необычные способы применения косметических ватных дисков в быту

  1. Приготовьте материалы и инструменты (брус, стамеска и молоток, бензопила, рубанок).
  2. Распилить на небольшие пластинки древесину. Здесь не нужно придерживаться определенной схемы, достаточно вашей фантазии. Как определитесь с формой и длиной деталей, так и оформляйте.
  3. Сделайте поверхность брусков гладкой. Для этого вам понадобится шлифовальная машинка или рубанок.
  4. Стамеска и молоток помогут придать форму будущей клумбе.
  5. Не забывайте делать углубление, где будет уложен грунт и высажены новые цветы.

Будьте оригинальными, продумывайте форму, дизайн клумбы, выбирайте правильные сорта цветов. В результате у вас получится ухоженный цветник, который будет великолепно сочетаться с изделиями из дерева на участке.


С этим читают