Что такое батик: пошаговая инструкция, техники, какие выбрать ткань и краску

Порошковые красители для ткани: как ими пользоваться?

Рубрика: Батик — обучение | 31 июля, 2018 31Июл

Большинство профессиональных художников по ткани предпочитают пользоваться дешевыми, но очень качественными красителями. А именно — цветными порошками. О них и поговорим.


Сразу предупрежу, что новички не любят порошочки — ибо их необходимо закреплять паром, а дело это непростое. Вот тут я писала об этом.

Нелегко приходится и тем, кто страдает аллергией на любую химию. Но преимуществ у таких красок настолько много, что все остальное меркнет. Можно несколько иначе понимать известную фразу «Красота требует жертв», в данном случае — красота искусства.

Свойства и особенности акриловых красителей

Акрил для рисования – это один из видов красок для ткани, полимерный состав, не проникающий в волокна, а покрывающий их снаружи. Акриловые колеры выпускаются в богатой цветовой гамме, легко смешиваются между собой, позволяя получить уникальные оттенки. Поскольку такое окрашивание не боится влаги, его можно сделать даже на куртках, плащах, дождевиках, не говоря уже о джинсах, платках, сумках, футболках. Ручная покраска акрилом отлично смотрится на скатертях, панно. Не рекомендуется рисовать в домашних условиях на таких типах вещей:

  • нижнее белье – есть риск аллергии;
  • постельное белье – вследствие частых стирок оно быстро полиняет;
  • изделия, подвергающиеся химчистке, – из-за возможной порчи рисунка;
  • вещи для детей младшего возраста, посещающих детский сад – существует высокая опасность аллергии у малышей.

Акрил идеален для начинающих. Готовые полотна быстро сохнут, а цена красок невысока – есть возможность экспериментировать. Прочие свойства акриловых красителей таковы:

  • в составе нет вредных химических веществ – здесь присутствуют растительные или искусственные смолы, пигменты, вода, пластификаторы, связующие компоненты для однородности консистенции;
  • по текстуре краска напоминает темперу, которой пишут иконы, но намного быстрее сохнет и создает на поверхности защитную пленку (последняя так прочна, что вещи можно стирать в стиральной машине, сворачивать, долго хранить);
  • после нанесения краски на ткань ее волокна становятся плотнее, но данный участок материи утрачивает эластичность;
  • со временем качество акрила портится, поэтому использовать краски следует только в период нормального срока годности.

Акриловые колеры разводятся водой, но специалисты предпочитают применение особых растворителей. Такие вещества помогают сделать изображения глянцевыми, а при введении воды картинка станет матовой. Для фиксации красок лучше применять сухое тепло – проходиться по ткани утюгом. Приобрести колеры можно в художественных магазинах, там же есть дополнительное оборудование (кисти, палитры, шаблоны, трафареты).

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Техника выполнения

Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.

Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.

При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.

Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.


Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.

На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера

Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки

Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.

Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.

Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.

Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.

Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».

Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.

Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Подходящая ткань

Колеры своими руками делать несложно

Важно подобрать пригодную для этого ткань, чтобы она соответствовала типу красителя. Выбор материи зависит и от техники расписывания вещей

Так, горячий батик предполагает применение натуральных тканей – хлопка, льна, шерсти, вискозы, джинсовой материи. Этот способ позволяет прокрасить только такие волокна, а искусственные останутся в исходном цвете. Поэтому смесовые материалы использовать не рекомендуется.

Маркировка «Silk» на краске

Если на колере стоит такое обозначение, то повышения жесткости ткани не отмечается, потому средство годится даже для тонкой материи. Можно применять подобные красители для шелка, шифона, батиста. Большинство перечисленных тканей хорошо реагирует на технику холодного батика.

Указатель «Textile» на краске


Подобные колеры годятся для твердых, плотных тканей – замши, кожи, материи для мебели. Для темного текстиля следует выбирать красители с соответствующей пометкой.

Что такое батик

Батиком называют ряд техник нанесения рисунков по ткани. Метод украшения материалов применяют как в домашних, так и в заводских условиях.

Традиционная техника предполагает применение резервирования. Это значит, что перед тем, как начать рисовать красками, на контуры рисунка наносят резервирующий состав, который удерживает краситель в нужных пределах.

Резервирующая смесь содержит в составе вещества, отталкивающие краситель (воск, бензин, парафин). С его помощью удается разрисовать материал сложными узорами с любым количеством четких деталей.

После высыхания принта с контуров вычищают и смывают вещество. Получается яркий многослойный рисунок с четкими границами.

Такой способ украшения подходит для разных видов материала. Его применяют для облагораживания повседневной одежды, домашнего текстиля, декоративных элементов образа.

Рисовать на тканях человечество начало очень давно. Первые образцы были сделаны в Древнем Египте 4 тысячи лет до нашей эры. Подобную технику применяли шумеры, африканские племена, жители Древнего Востока и другие народы древности.

Несмотря на древнее происхождение искусства рисования на тканях, считается, что основоположниками батика стали жители индонезийского острова Ява. Именно там текстильные полотна украшали максимально стойкими и сложными узорами, применяя воск в качестве резервирующего состава.

Древние мастера тратили на изготовление одного рисунка от нескольких месяцев до нескольких лет. Это связано с тем, что процесс состоял из определенного количества этапов.

Мастер должен был вымочить, прокипятить, отбелить, высушить материю, сделать набросок узора, нанести на контуры растопленный воск (воск быстро застывал, и его постоянно приходилось топить заново), разукрасить полотно, а затем высушить его. Натуральные красители наносились на изделие в несколько слоев. Этот процесс занимал много времени.

Секреты батика передавались из поколения в поколение. Ученики начинали роспись с растительных несложных принтов, а когда их осваивали, переходили к пейзажам и запечатлениям на ткани сюжетов известных мифов.

Долго такие ткани стоили дорого и были доступны лишь знати. По узору на одежде можно было определить, к какой семье и сословию принадлежит человек.

Позже батик стал использовать и простой народ, но копировать орнаменты знатных семей им было запрещено. Каждая девушка должна была разукрасить к свадьбе платок, которым обвязывали руки молодых. Невесты старались собрать в приданое как можно больше вещей, украшенных батиком.

В семнадцатом веке индонезийцы стали продавать свои работы в Европу. Европейцам так понравились живописные материалы, что, чтобы облегчить работу мастерам, они изобрели батик-шрифт. Это устройство долгое время не давало воску застывать.

В девятнадцатом веке были изобретены перфокарты, позволяющие переносить на полотна готовые эскизы. В это время батик распространился повсеместно.

Советы для начинающих:

Технические моменты


Для приготовления резервирующего состава необходимо смешать воск с двумя другими компонентами. Соотношения в каждом конкретном случае мастер подбирает сам, ориентируясь на используемый материал, собственные привычки, рисунок и его специфику. Чтобы резерв был максимально пластичным, необходимо добавить больше воска, в противном случае сокращают его концентрацию в общей массе.

Приготовление резерва предполагает аккуратное измельчение всех расходных материалов. Подготовленные продукты помещают в металлическую емкость и расплавляют на конфорке на слабом или среднем огне

Важно соблюдать правила пожарной безопасности – воск, парафин легко воспламеняются, поэтому работать с ними нужно с особенной аккуратностью

Батик Евгении Смирновой

Рубрика: Мастера батика | 2 сентября, 2018 02Сен

Сегодня, 2 сентября 2018 год, в Озерске, что под Екатеринбургом, в одной из библиотек откроется персональная выставка местной художницы — Евгении Смирновой.

В 15-00 сюда могут прийти все желающие, чтобы полюбоваться работами (батик и акварель) этого талантливого автора.

А я познакомилась с ее творчеством на просторах Инстаграмма и Вконтакте. Мастерская Евгении Смирновой — там и называется ее магазинчик.

Как видно по фотографиям, художник много работает с текстилем: наносит рисунки на футболки, свитшоты, сумки. И у нее это получается очень красиво, от заказов отбоя нет!

История возникновения горячего батика

Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров. Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле. Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.

Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.

Выбор ткани для росписи

При выборе ткани стоит учитывать особенность техники при росписи: после нанесения рисунка его закрепляют горячей температурой. Соответственно синтетические ткани не стоит брать для таких изделий, а хлопок может выдержать максимальную температуру утюга. При сильном желании можно взять ткань с  небольшим процентом синтетики и утюжить на меньшей температуре, но дольше по времени.

Ткани, на которые стоит обратить своё внимание в первую очередь:

Натуральный шелк – атласная ткань с нежной бархатистой изнанкой и очень гладкой и приятной лицевой стороной. На эту ткань краска ложится очень хорошо, обретает более яркий оттенок и может переливаться разными тонами при определённом освещении. С атласом нужно быть осторожным, так как он нежный и на нём легко остаются затяжки.

Маки на шелке

Крепдешин (натуральный) – он не так блестит, как атлас, но очень плотный и цвета на нём выглядят так же ярко.

Цветы на черном крепдешине

Шифон – тоже прочная ткань, но цвет акриловой краски становится менее ярким, а более воздушным и прозрачным. На ощупь довольно фактурный.

Роспись на шифоне

  • Жаккард (натуральный) – имеет общие черты с атласом и крепдешином, но всё же больше общих характеристик с атласом.
  • Шелковый бархат – характерен фактурой и глубокой, яркой передачей цвета.

Синие цветы на черном фоне

Хлопок, лён – отлично смотрятся в эксплуатации и считаются самыми практичными для росписи акрилом.

Маки на льне


С этим читают