Современный костюм бабы яги своими руками

Три образа Бабы-Яги

Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.


1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» — главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.

Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.

2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.

И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.

3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».


Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.

Дискобар

Имеется у Бабушки-Яги и собственный дискобар. Здесь играет веселая музыка, комната освещена озорными веселыми огоньками. На стогу сена сидит парень. Наверное, русский Иван. Возле него танцует девушка, одетая в русское-народное платье. На голове у нее завязан платок. Рука у девушки поднята вверх, на лице улыбка. Видно, что молодежь веселится. Баба-Яга здесь варит волшебное зелье, видимо, пытаясь заколдовать парня и девушку. Вокруг бегают маленькие зайчики (или кролики), резвятся на сене и маленькие поросятки. Эта комната является самой веселой частью экскурсии по музею. Здесь посетителям можно потанцевать вместе с экспонатами, послушать веселый рассказ экскурсовода.

Залы

Музей Бабы Яги — это удивительное место, в котором посетителям предлагают пройтись по четырем залам. В музее поддерживается полумрак, это придает еще большей загадочности. В первом зале находятся фигуры болотной Кикиморы и Кощея Бессмертного, закованного в цепи. Стоит отметить, что дверь в музей довольно низкая, видимо, задумка состоит в том, что, в соответствии с русскими сказками, перед избушкой на курьих ножках нужно поклониться.

После первой комнаты посетители попадают во второй зал. Здесь и расположилась великолепная коллекция разнообразных бабулек. Здесь они представлены во всей своей красе. Каждый экспонат сопровождается описанием. Можно увидеть кокетливую бабушку с метлой из Франции и городскую бабусю в фартуке. Баба-Яга с Кубы угощает посетителей разными сладостями, а три подружки, привезенные из Чехии, радуют гостей веселым настроением. Более того, экскурсовод рассказывает много интересных историй.

Кукол, на самом деле, очень много. Каждый экспонат заслуживает внимания и тщательного рассмотрения. Многие из них созданы по прототипам сказочных бабусь. Например, Бабка Яга из сказки про домовенка Кузю.

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина


В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги


В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами. Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ. Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.


С этим читают