Аппликация в подготовительной группе детского сада

Содержание

Учимся создавать интерьер при помощи аппликаций

Аппликация стол

Лампа должна непременно стоять на столе. Хотя эту поделку можно сделать и в качестве самостоятельного варианта в теме мебель. Аппликацию можно выполнить пошагово по инструкции, а можно и распечатать готовые картинки.


В старшей группе аппликацию мебель можно и усложнить, создав настоящий интерьер комнаты.

Совет! Стол – это не только предмет мебели, но еще и поверхность для вкусного обеда.

Можно разнообразить картину, украсив ее различными продуктами или посудой, которые можно найти и поэтапно вырезать самому.

Собираем стул

Конечно, столу нужен стул. Это одна из базовых поделок аппликации по теме мебель.

Опять же можно взять готовую детскую картинку. Хотя детям будет очень интересно, если стул будет как настоящий – в этом случае легко найти и изготовить аппликацию на основе фотографий в каталоге мебели.

Мебель

И еще одна интересная идея – почему бы в подготовительной группе не сделать целую панораму в технике аппликации? Для этого можно взять самый большой лист ватмана формата А1, распечатать шаблоны красивой мебели по заранее подобранным схемам, нарисовать несколько этажей и создать свой собственный домик.

Вот пример одной из таких комнат.Насчет вариантов дизайна можно дать свободу детскому воображению – для дошкольников такая игра будет очень полезна и познавательна.

Методическая литература по аппликации

При подготовке занятий по аппликации педагогу будут полезны следующие пособия:

  1. Аппликации и поделки из бумаги. — М.: Стрекоза, 2012.
  2. Григорьева Г. Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью./Дошкольное воспитание, 1991.
  3. Гусакова, М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. — М.: Астрель, Сова, 2012.
  5. Дубровская Н.В. Аппликации из семян и косточек. — М.: АСТ, Сова, 2013. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. — М.: Детство-Пресс, 2013.
  6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991.
  7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов — М.: Просвещение, 1987.
  8. Малышева А.И., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – М.: 2000.

Образцы составления планов занятий по аппликации можно найти в пособиях:

  1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. – М.: 2008.
  3. Конспекты занятий по аппликации в средней группе.

Творческому развитию детей 4–5 лет в образовательной программе детского сада уделяется много времени. При этом особое значение имеют занятия по аппликации, позволяющие малышам не только научиться пользоваться ножницами, отработать навыки работы с клеем и кисточками, но и узнать об изобразительных возможностях бумаги и других материалов для поделок. Всё это формирует у ребят важные учебные навыки и приобщает к интересному занятию, пробуждающему фантазию.

Готовые образцы заготовок

Создание бумажного гарнитура на сегодня не очень популярный процесс по сравнению с цветами, бабочками, пейзажами. Пока ещё очень редко можно встретить в продаже профессиональные заготовки для создания мебельной аппликации, но при наличии яркой фантазии можно создать прекрасные картинки.

Как мы заметили, заготовок достаточно мало, но они всё же есть. Пользоваться ими довольно просто. Прорезаем заготовку и наклеиваем её в желаемом порядке. По желанию дорисовываем недостающие элементы (обои, ковры и прочее)

Важно не путать их с обычными цветными наклейками

Создать аппликацию из готового материала довольно просто (вырезать и наклеить), но если вы хотите сделать ее собственноручно, то придется заморочиться.

Образцы конспектов уроков по аппликации в средней группе

Занятие по аппликации в средней группе проводится один раз в неделю и, как отмечалось выше, длится 20 минут. Это время включает:

  • вводный этап, на котором педагог актуализирует имеющие у детей знания по теме — 2–3 минуты (обычно в форме разгадывания загадок, чтения стихотворений или просмотра мультфильма);
  • основной этап, подразделяющийся на подготовительный — заготовку фона, материалов, инструментов для аппликации, проведение пальчиковой гимнастики — и выполнение поделки — дети с помощью взрослого создают, вырезают детали, наклеивают их на подложку — 15 минут (в середине основного этапа проводится физкультпауза);
  • заключительный этап — воспитатель благодарит детей за работу, даёт оценку их деятельности — 2 минуты.

Примером реализации всех трёх этапов может быть занятие по геометрической аппликации на тему «Украшение платочка» О. Рассейкиной. Образец конспекта занятия, в котором комбинируется аппликация с рисованием, представлен в работе И.Е. Ульяниной «Лыжники». Интересный вариант методики отработки прямого движения ножницами представлен в конспекте В. Золотарёвой «Цветные кубики».

Обрывная аппликация занимает особое место в системе занятий этим видом творчества, так как детям очень нравится рвать бумагу, а это, в свою очередь, является отличной тренировкой мелкой моторики. К тому же поделки из обрывков бумаги или салфеток оригинально смотрятся. Пример занятия по обрывной аппликации можно найти в конспекте «Письмо незнакомого друга» О.Г. Лебедевой.

Сюжеты для аппликации в средней группе

Композиция для аппликаций в средней группе подбирается под тематику занятий цикла «Художественно-эстетическое творчество», обозначенных ФГОС, а также под тематику уроков других направлений, если этот вид работы уместен для её раскрытия.

В список тем уроков по аппликации среди прочих входят:

  • «Детский сад»;
  • «Сад. Фрукты»;
  • «Овощи. Огород»;
  • «Лес. Грибы. Ягоды»;
  • «Деревья»;
  • «Дикие животные»;
  • «Мебель»;
  • «Транспорт. ПДД»;
  • «Зима»;
  • «Птицы»;
  • «Игрушки»;
  • «Посуда»;
  • «Космос»;
  • «День Победы»;
  • «Скоро лето».

На занятиях по развитию речи аппликация привлекается на таких темах:

  • «Дружба» (малыши делают ладошковую аппликацию «Дерево дружбы»);
  • «Профессии» (ребята наклеивают заготовки инструментов на «чемоданчики» представителей той или иной профессии);
  • «Мой город» (дети выполняют поделку «Зима укрыла дома на моей улице», используя геометрические фигуры и ватные диски).

Уроки по ФЭМП можно разнообразить выполнением аппликации на изучении таких тем:

  • «Форма. Цвет» (ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур «Светофор»);
  • «Простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг» (если эта тема близка к празднованию Дня народного единства, то малышам можно предложить сделать поделку из цветных салфеток «Флаг России»);
  • «Количественный и порядковый счёт. Сутки» (дети выполняют плоскую аппликацию «Ночь»).

Ещё одним образовательным циклом, где аппликации очень уместны для закрепления материала, являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. В частности, такие темы, как:

  • «Пожар» (ребята выполняют аппликацию «Пожарная машина»);
  • «Урожай» (дети выполняют аппликацию из бумаги и семечек «Золотые подсолнухи»);
  • «Зимушка-зима» (воспитанники средней группы делают снеговиков из вырезанных из ватных дисков заготовок).

Литература по теме в помощь педагогу

Выбирая технику и вид аппликации на конкретную тему, педагогу будет полезно ознакомиться со следующими пособиями:

  1. Бойченко О., Старикова Е. Развитие творчества на занятиях по аппликации // Дошкольное воспитание — 1989.
  2. Дубровская Н.В. Аппликация из природных материалов, — М.: 2011.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество, — М.: Педагогика, 1990.
  4. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников, — М.: Педагогика, 1993.
  5. Казакова Т.Г., Лыкова И.А. Сказочный образ в изобразительном творчестве или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание. – 2005.
  6. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства, — СПб.: Речь, 2006.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Карапуз — дидактика», 2006.

Для составления конспектов занятий по аппликации информативными будут следующие материалы:

  1. Программа«От рождения до школы» / (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика — Синтез, 2014.
  3. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества, — Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.

Уроки по аппликации в подготовительной группе являются важным элементом творческого развития детей. Кроме того, этот вид деятельности нравится ребятам, способствует расширению их представлений о мире вокруг, тренирует мелкую моторику и помогает формировать представления о работе в коллективе. Иными словами, аппликация в системе работы с ребятами 6–7 лет обладает обширным методическим потенциалом.

Конспект НОД в подготовительной группе по аппликации на тему: «Совушка-сова»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6- 7 лет) по аппликации на тему: «Совушка-сова» Данный материал будет полезен для воспитателей подготовительной группы. Нетрадиционные техники аппликации из ватных дисков

Цели:


Расширить представления детей о лесной птице-сове, об осо­бенностях внешнего облика, образе жизни по средством, использования имеющихся умений и навыков работы с ножницами для создания креативной композиции.

Задачи:

1. Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей

2. Закреплять умения отрезать часть от ватного диска по прямой и округлой линии на глаз и по разметке, делать небольшие надрезы и вырезы.

3. Закреплять приемы наклеивания волокнистых материалов на фон аппликации.

Материал: плотный картон фиолетового (синего) цвета, размер ,1/2 А4; ватные диски (3шт.); цветная бумага; ножницы; простой карандаш; клей ПВА; кисть; клеенка; тряпочка для удаления лишнего клея; иллюстрация с изображением совы

Предварительная работа: чтение книги Г. Снегирева «Про птиц».

1. Организационная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку о лесной птице:

Всю ночь летает

Мышей добывает

А станет светло

Летит в дупло

Дети. Сова.

Педагог. Верно. Про сову сложено немало сказок, стихов, песенок.

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением совы.

Педагог. У совы — большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова — хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью: глаза совы не любят яркого дневного света, и, если ее вытащить из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте.

«Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло».

2. Практическая часть

Педагог предлагает изобразить эту удивительную птицу и вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперение.

Этапы выполнения работы

1. Выполнить фигуру совы.

— Отрезать небольшую часть ватного диска по прямой линии. Это голова совы.

— У второго диска срезать две округлых узких полоски по разметке. Круг превратится в овал. Это туловище совы.

— Третий круг разрезать на два полукруга. Это крылья совы.

2. Сделать небольшие надрезы на деталях головы и крыльев совы и небольшие вырезы по бокам туловища.

3. Наклеить детали головы, туловище и крылья на основу аппликации, нанося клей на фон в местах наклеивания головы совы.

4. Выполнить брови совы, разрезав на две части остаток ватного диска, оставшегося после выполнения головы совы.

— На каждой детали бровей совы сделать небольшие надрезы или вырезы.

— Наклеить на голову совы детали глаз и клюва.

5. На голову совы наклеить детали глаз клюва.

6. Вырезать из бумаги ветку дерева, месяц и звезды.


7. Наклеить на основу аппликации вырезанные детали.

Разминка для рук во время работы

«Совушка-сова»

Совушка-сова,

Большая голова

Руки положить на голову, покачать головой из стороны в сторону.

На суку сидела,

Головой вертела,

Не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону.

В траву свалилася,

Уронить руки на колени.

В яму провалилася.

Убрать руки с колен и уронить их «в яму».

3. Заключительная часть

В конце занятия сделать выставку работ детей, и провести игру «Сова».

Один из детей сова (надевает шапочку — маску совы). Сова сидит на стульчике (на суку).

Дети обращаются к ней: «Совушка — сова, ты большая голова». А сова отвечает: « На суку сижу во все стороны гляжу, комаров, жуков ловлю Лечу….» После этого «слова» начинает ловить разбегающихся детей, кого поймает, тот становится «совой».

Бумажная 3-D

С помощью фигурных ножниц так же можно вырезать элементы для 3D аппликации. Вырезаем крест со сторонами 3 х 3 см. Из него склеиваем куб (основа кресла). Приклеиваем спинку нужной нам формы. Ждём полного высыхания и раскрашиваем. Займемся столом: вырезаем полоску, размером 2 х 5 см, скручиваем в трубочку и закрепляем клеем. Вырезаем круг и прикрепляем с одной стороны трубочки (это будет стол). Раскрашиваем стол.

Прикрепляем данные элементы к листу бумаги, дорисовываем фон – поделка готова.

Таким образом, мы рассмотрели несколько вариантов создания. Конечно, заготовочный материал на работах выглядит намного ярче, но, если вы умеете красиво рисовать и подбирать цвета, то самодельные элементы будут выглядеть не хуже. Подбирайте формы, тона, дополняйте придуманными элементами, разнообразьте свои аппликации. С помощью них дети смогут узнавать новые слова, развивать воображение и фантазию. Желаем удачи!

Самостоятельное выполнение

Давайте попробуем вместе создать кресло. Для этого нам понадобится цветная бумага (синяя, жёлтая и красная), кнопка без иглы, клей и ножницы. Начинаем со спинки кресла. Рисуем на синем листе форму, напоминающую корону. То же самое делаем и на жёлтом, но меньше по размеру. Рисуем на красном листке две апельсиновые дольки. Приступим к ножкам и сидению. Вырезаем 4 красных кусочка размерами 2 х 4 см (3 шт.) и 2 х 5 см (1 шт.). Скручиваем их в трубочки и закрепляем клеем. Собираем из полученного материала кресло. Спинку украшаем кнопкой.

Как видите, такие изделия выглядят намного ярче и аккуратнее. Давайте рассмотрим несколько эскизов, научившись рисовать которые, вы сможете делать творения с ровными чёткими контурами.

Создадим телевизор и диван. Перерисовываем их или переводим через копирку.

После того, как вы нарисовали эскиз, раскрашиваем и вырезаем. Наклеиваем на лист в нужной форме, дорисовываем элементы интерьера.

Если вы хотите создать большую комнату, то нужно нарисовать много мебели. Берём большой лист бумаги или несколько маленьких, рисуем много разнообразного домашнего гарнитура, раскрашиваем нужными цветами (например, оранжевым, голубым и зелёным). Аккуратно вырезаем фигурными ножницами и наклеиваем в нужном нам порядке.

Методика подготовки открытого занятия по аппликации в средней группе

Работа по составлению сценария открытого урока по аппликации в средней группе мало чем отличается от написания конспекта обычного занятия: те же три этапа, то же распределение времени между ними. Однако есть ряд особенностей на уровне содержания:

  • открытый урок обязательно должен иметь сюжетную основу, в средней группе удобно работать со сказками, герои которых приходят к малышам за помощью или за советом по теме;
  • чтобы занятие прошло успешно, отрабатываемый вид аппликации должен быть уже знаком ребятам;
  • на заключительном этапе урока малышам нужно дать возможность оценить свою аппликацию — нравится/не нравится и почему.

С позиции реализации этих условий интересен конспект открытого занятия по аппликации на тему «Самый лучший дом» Е.А. Иютинской.

Критерии оценки открытого занятия проверяющими


Показательный урок оценивается и самим педагогом, и присутствующими по единой схеме:

  • соответствие целей, задач занятия теме и требованиям ФГОС;
  • действенность приёмов;
  • наличие подходящей и доступной для понимания малышами наглядности;
  • логичность видов работы, объяснений педагога;
  • проведение физкультпауз на занятии (гимнастики для пальчиков и физкультминутки);
  • формы осуществления индивидуального подхода;
  • общая атмосфера урока, его темп;
  • оценка готовых работ;
  • рекомендации педагогу (какие уровни методической работы нужно откорректировать).

В средней группе малыши учатся давать собственную оценку своей работе на занятии

Теоретические нюансы

Аппликация — разновидность продуктивной деятельности, которая опирается на создание сюжетных композиций из бумаги, ткани, природного материала, приклеенных или пришитых на плотную, картонную или бумажную (редко деревянную), подложку.

Аппликация из бумаги в подготовительной группе усложняется вырезанием изгибов, завитков, в том числе и по диагональным линиям

Цели занятий аппликацией, являясь едиными для работы с дошкольниками любого возраста, в подготовительной группе имеют ряд особенностей:

  • развитие высоко-координированных движений мышц кистей рук помогает ребятам осваивать навык письма;
  • стимуляция навыка сосредотачиваться и управлять своей деятельностью;
  • помощь в усложнении механизмов мышления образами (в 5–6 лет дети составляли связные описания своих поделок, а в подготовительной группе они учатся фантазировать на тему, причём разбивая сюжет на фрагменты, своеобразные «серии»);
  • закрепление навыка выполнения задания по образцу, то есть приоритетного способа работы в младших классах;
  • практика ориентации в пространстве в процессе расположения деталей композиции в границах подложки;
  • развитие речи (малыши учатся придумывать рассказы по мотивам поделок, используя не только простые предложения, но и сложные, а также осложнённые оборотами);
  • воспитание умения давать оценку своей деятельности и работе своих товарищей.

В подготовительной группе воспитание навыка работать и вместе, и просто рядом продолжается

Задачи, направленные на реализацию этих целей, включают:

  • практику создания предметных и сюжетных композиций с натуры и по представлению (то есть отдельных предметов, к примеру, «Закладка для книг», и сочетаний предметов в рамках общей сцены, например, «Лебеди плавают в пруду»);
  • развитие умения сочетать разные виды техник в одной поделке (например, в работе «Продукты питания» дети делают овощи в обрывном виде аппликации, тарелку в плоской, а столовые приборы в силуэтной);
  • отработку вырезания деталей, отличающихся по форме и размеру;
  • практику вырезания симметричных элементов из сложенного вдвое листа бумаги, а также парных деталей из собранного гармошкой листа;
  • знакомство с прорезным декором, когда украшения элементов не наклеиваются, а прорезаются (например, «Снежинки»);
  • развитие умения разделять обязанности в процессе выполнения задания в группе или в паре;
  • воспитание чувства цвета, пропорциональности композиции, меры в использовании декоративных элементов (бисера, пуговиц и пр.);
  • стимуляции интереса к созданию сюжетов на тему природы, сказок;
  • тренировке навыка рефлексии (старшие дошкольники не просто говорят нравится им или нет их поделка, но и обосновывают почему).

Новые технические приёмы аппликации для детей 6–7 лет

В целом в 6–7 лет воспитанники детского сада систематизируют все те навыки, которыми они овладели ранее. Но всё же акцент в работе делается на:

  • умение пользоваться ножницами для вырезания элементов на глаз, соблюдая пропорции (к примеру, овощи и фрукты), силуэтной и ленточной аппликации (сложность вырезания таких деталей заключается в том, что ребёнок, вырезая отдельные детали, например, очертания лап и хвоста у животного, держит в голове целостный образ изображения, согласуя движение руки с воображаемой формой);
  • составление сюжетных картинок (например, по мотивам сказок), а также композиции, максимально приближенных к реалистичным (натюрморты, пейзажи);
  • выработку навыка делать разметки на бумаге, используя трафарет, шаблон, копировальную бумагу, делая набросок на просвет, на глаз или путём сгибания листа;
  • развитие умения составлять композицию из нескольких элементов, равномерно располагая их на подложке и продумывая декорации каждого (так, к примеру, при выполнении поделки «Дачный домик» дети не только передают все детали реальной картинки — забор, огород, тропинки и пр., но и придумывают украшения самого домика — изразцы на окнах, резьбу на перилах у входа и пр.);
  • отработка обрывного вида аппликации для создания облаков, морской пены и пр.;
  • усложнение комбинаций цветов (ребята практикуются сочетать элементы более 4–5 оттенков в рамках одного сюжета).

В подготовительной группе дети продолжают экспериментировать с формой подложки

План уроков по аппликации в подготовительной группе

Занятия по аппликации с детьми 6–7 лет, как и в других возрастных группах, включает три этапа работы. Распределение содержания образовательного материала будет также единым, а вот хронометраж отличается. На вводный этап, актуализирующий опорные знания по теме, выделяется до 3 минут. На основной — 20–25 минут, при этом на первых минутах проводится пальчиковая гимнастика, а в середине урока – физкультминутка.

Заключительный этап — до 3 минут — подразумевает похвалу и рефлексию.

Для выполнения аппликации важно чётко соблюдать хронометраж занятия, не урезая по времени основной этап урока

Примеры сценариев занятий по аппликации

Интересный вариант плоской аппликации с привлечением нетрадиционных материалов: ниток, тесёмок, лент — представлен в работе Т.Н. Бардош «Мастерская головных уборов».

В рамках реализации гендерного аспекта воспитания детей любопытна работа по аппликации на тему «Мы разные, но мы похожи» Н.Н. Тырченковой. Дети получают заготовки человечков и цветную бумагу. Задача ребят сделать свою фигурку девочкой или мальчиком, подобрав и вырезав причёску, одежду, нарисовав черты лица.

В работе над темой «Колосок» педагог С.Д. Гриневич предлагает ребятам выполнить аппликацию с элементами конструирования из бумаги, сложив несколько колосков и приклеив этот пучок на подложку.

Отрабатывая навык выполнения аппликации из скрученных в шарики салфеток, воспитатель О. Рыбакова на занятии «Чайный сервиз» предлагает ребятам составить композицию с натуры, расположив трафареты изображения так, как стоит посуда на подносе.

С примером организации коллективной аппликации можно ознакомиться в конспекте Е. Карахановой «Снегири на ветках».

Видео: вводный этап занятия по аппликации на тему «Весна» в подготовительной группе

Watch this video on YouTube

Сюжеты для поделок в подготовительной группе

На уроках художественно-творческого направления дети 6–7 лет осваивают в том числе и такие темы аппликаций:

  • «Грибная полянка» (коллективная аппликация);
  • «Салют над Кремлём» (задание для проекта);
  • «Весёлый клоун» (объёмная аппликация);
  • «Дачный домик» (поделка из разных материалов);
  • «Колосья хлеба» (аппликация из природных материалов).

Пример рабочей программы с полным перечнем тем и календарным планом можно найти здесь.

На занятиях по развитию речи аппликация привлекается:

  • при рассмотрении темы «Моя любимая книга» (ребята работают над проектом плоской аппликации «Закладка для любимой книги»);
  • при изучении стихотворений на тему «Осень» (дети делают обрывную аппликацию «Деревья»);
  • в процессе работы над темой С. Михалков «Дядя Стёпа» (ребята делают плоскую аппликацию «Дядя Стёпа — моряк»).

На ФЭМП аппликация в качестве вида работы может использоваться на следующих темах:

  • «Прямоугольник, круг, овал» (аппликация из геометрических фигур «Транспорт. Поезд»);
  • «Геометрия вокруг нас» (дети делают плоскую аппликацию «Варим борщ» из овощей, определяя на какую фигуру они похожи);
  • «Дальше, ближе, лево, право» (ребята выполняют комбинированную аппликацию «Светофор»).

На уроках по ознакомлению с окружающим миром дети работают с аппликацией при изучении тем:

  • «Люди планеты Земля» (дети выполняют ленточную аппликацию «Хоровод дружбы»);
  • «Гигиена» (при рассмотрении порядка мытья рук дети делают плоскую аппликацию «Мойдодыр»);
  • «Дикие и домашние животные» (ребята делают поделку в смешанной технике «Кто в лесу живёт»);
  • «Мамин праздник» (дети выполняют аппликацию с элементами конструирования «Цветок для мамы»).

Методика подготовки открытого занятия

Процесс подготовки показательного урока по аппликации не отличается от написания сценария обычного занятия. Однако учесть ряд нюансов всё же надо:

  • открытый урок должен иметь сюжет (дети помогают сказочному персонажу, отправляясь в гости к кукле, делают ей подарок и пр.);
  • предполагается большая самостоятельность ребят, поэтому на показательных уроках не стоит привлекать виды аппликации, которые не слишком хорошо усвоены детьми, например, аппликацию из крупы или силуэтную, притом что чаще всего ребята имели дело с ленточной и из ватных дисков;
  • в конце занятия проводится обязательная рефлексия (именно способность давать оценку своей работе является важным показателем готовности ребёнка к школе).

Пример показательного занятия по аппликации с привлечением рисования можно найти в публикации Р.Ф. Багиевой «Строим дом многоэтажный».

Как проводится анализ открытого занятия по аппликации

При рассмотрении показательного урока художественно-творческого направления в подготовительной группе проверяющие обращают внимание на:

  • соответствие темы, целей и задач занятия тем, что обозначены в рабочей программе курса;
  • актуальность используемых методов и приёмов для детей данного возраста и уровня владения необходимыми навыками и умениями;
  • наглядное сопровождение занятия;
  • доступность пояснений;
  • уровень общей подготовки детей;
  • своевременность проведения пальчиковых упражнений и физкультминутки;
  • то, как реализован индивидуальный подход;
  • эмоциональный фон урока;
  • как проведена оценка работ педагогом и организация рефлексии.

Образец разбора урока по аппликативному творчеству можно найти здесь.


С этим читают