Конспекты «аппликация» старшая группа

Золотой петушок

Яркий Петушок, который своим пением защищал город, – замечательная тема поделки для детей.


Вариант 1

Для того чтобы сделать своими руками этот персонаж пушкинской сказки, потребуется немного блестящей мозаики золотого цвета.

На листе бумаги надо нарисовать контур Петушка (или использовать картинку из интернета), затем на клей ПВА приклеить мозаичные элементы. Готового Петушка вырезают и наклеивают фигурку на плотный картон с подставкой или продевают нить, чтобы получилась подвеска.

Работа занимает 30-40 минут.

Вариант 2

Нитяной Петушок привлечет внимание на конкурсе своим необычным видом. Для работы потребуются:

  • основа-картон;
  • рамка;
  • клей, кисточка;
  • разноцветные нити, тесьма;
  • бусина для глаз.

Процесс создания Петушка:

Нарисовать на бумаге контур. Связать из нитей с помощью вязального крючка или вручную косички разной длины. Намазать тело Петушка клеем и выложить нити узорами

Особое внимание уделяют хвосту – он должен быть пышным и ярким. Приклеить бусинку – глаз. Тесьму используют для оформления рамки.. На такую поделку уходит 40-60 минут

На такую поделку уходит 40-60 минут.

Вариант 3

Замечательный Петушок получается в технике квиллинг.

Главного героя можно нарисовать или распечатать готовое изображение. В технике квиллинг из разноцветных бумажных полосок можно выложить только роскошный петушиный хвост или полностью всю птицу.

Вариант 4

Разноцветный Петушок, выложенный из пуговиц, смотрится ярко и сказочно. Эту поделку смогут сделать и малыши, работа занимает немного времени.

Для реализации такого замысла подбирают пуговицы разных цветов и размеров. Пуговицами заполняют контур волшебной птицы, нарисованный на основе. Дополнить поделку можно блестками и стразами.

Поделки для сказки «Три поросенка»

Безоговорочным фаворитом деток считается сказка «Три поросенка». Распространенной вариацией визуализации этой сказки является создание маленького домика и главных героев, троих поросят и волка.

В процессе изготовления такой поделки можно задействовать:

  • цветную и белую бумагу;

  • картон;

  • ножницы;

  • клей;

  • фломастеры;

  • цветные карандаши.

Некоторые ребята ленятся и просто скачивают готовых поросят из интернета или вырезают картинки их журналов. Едва ли подобные творения можно будет с гордостью называть авторскими.

Одежду можно раскрасить разными цветами, после чего приступить к вырезанию всей фигуры полностью. Любители лепки могут сделать миниатюрных героев из пластилина. Для создания туловища волка преимущественно подойдет пластилин светло- и темно-серого цвета.

Лебедь

Волшебный Лебедь, который превращается в царевну, – еще один популярный у детей персонаж пушкинских сказок.

По мотивам «Сказки о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» можно сделать объемную композицию.

Потребуются:

  • лист пенопласта;
  • белые полиэтиленовые пакеты;
  • деревянная шпажка;
  • ножницы.

Ход работы:

  1. Нарисовать на листе пенопласта контур лебедя, вырезать.
  2. Нарезать пакеты в форме квадратов со стороной 4 см.
  3. В технике торцевания на шпажку накрутить пленку и продеть в пенопластовую основу.
  4. Заполнить всю фигуру лебедя.
  5. Нос покрасить, нарисовать глаз.
  6. Для подложки пригодится синяя пленка или оргстекло.

Торцевание является хотя и несложной в исполнении техникой, но все же требует аккуратности, поэтому времени на создание поделки уходит достаточно.

В технике торцевания интересно выполнить аппликацию. Для этого необходимо нарезать белые салфетки на квадраты со стороной 1 см. Фон выполняют из синих салфеток или пластилина.

Красиво смотрится и достоин принять участие в конкурсе лебедь, выполненный в технике аппликации из ватных дисков и перьев.

Шея и голова нарисованного на плотной основе Лебедя заполняются ватными дисками, наклеенными на ПВА. Туловище оформляют белыми перьями.

Ребенку постарше будет интересно попробовать технику оригами.

Планирование уроков по аппликации

  • вводный — 2–3 минуты — воспитатель актуализирует знания детей по теме, загадывая загадки или зачитывая стихотворение, объявляет тему занятия;
  • основной — 20–25 минут — проводится подготовительная работа по выполнению поделки (подготовка фона, деталей, инструментов и дополнительных материалов), дети выполняют задание, примерно на 10–15 минуте проводится физкультпауза;
  • заключительный — 2–3 минуты — педагог хвалит ребят и благодарит за работу.

Образцы конспектов занятий по аппликации в старшей группе

Тематика некоторых занятий по аппликации располагает к игровой форме работы, например, когда дети не просто выполняют физкультпаузу, а разыгрывают её в форме театрализации. Пример представлен в занятии воспитателя А.А. Сбродовой «Петрушка-весёлая игрушка». В конспекте занятия по аппликации на тему «Цветные зонтики» О. Тюменцевой описан интересный вариант реализации задачи воспитания самостоятельности у детей: юные творцы вырезают и наклеивают купол зонтика, ручку, действуя по инструкции педагога, а вот украшения продумывают и делают сами.

Занятие Е.И. Анфимовой «Профессия врача» любопытно формой проведения актуализации опорных знаний: дети разгадывают загадки на тему профессий, а затем обсуждают, какие инструменты для работы каким специалистам нужны. Ещё один пример плоскостной аппликации, но с беседой на вводном этапе, можно увидеть в конспекте М. Щевельковой «Правила дорожного движения».

Для педагога очень ценны занятия, тематика которых позволяет отрабатывать разные навыки и умения. Так, выполняя нетрадиционную аппликацию из ватных дисков на уроке, подготовленном Саловой Е.В. на тему «Зайчик», дети тренируются в вырезании заготовок разных форм и размеров, повторяют названия геометрических фигур (для оформления мордочки), а также учатся соблюдать пропорции в композиции.

Видео: коллективная аппликация «Перелётные птицы» в старшей группе

Watch this video on YouTube

Примеры сюжетов для аппликации в старшей группе

Сюжеты для аппликации подбираются по темам занятий раздела «Художественно-эстетическое творчество», а также под тематику и цели работы в рамках других образовательных направлений, где уместным способом практиковать полученные знания, умения и навыки будет этот вид изодеятельности.

В перечень тем занятий по аппликации в старшей группе, среди прочих, входят:

  • «Овощи на тарелке»;
  • «Весёлые портреты»;
  • «Цветные ладошки»;
  • «Автобус»;
  • «Дома на нашей улице»;
  • «Золотые берёзы»;
  • «Цветные зонтики»;
  • «Члены моей семьи»;
  • «Снеговик»;
  • «Зимушка-зима»;
  • «Пароход»;
  • «Ракеты»;
  • «Цветы луговые»;
  • «Нарядные бабочки».

На уроках по ФЭМП аппликация вводится на таких темах:

  • «Карта леса» (для закрепления знаний геометрических фигур, а также расположения объектов в пространстве — слева, справа, в правом верхнем углу и т. д. — дети выполняют групповую аппликацию с животными наших лесов);
  • «Листопад» (аппликация из ладошек «Осеннее дерево» как результат изучения темы по ориентированию в пространстве);
  • «Поможем Колобку» (аппликация «Колобок» на заключительном этапе отработки прямого и обратного счёта до 10).
  • «Хлеб — наше богатство» (дети делают аппликацию колоска из осенних листьев после заучивания стихотворений по теме);
  • «Весёлые матрёшки» (ребята выполняют аппликацию с элементами пластилинографии после прослушивания рассказа об истории матрёшек);
  • «Спасская башня» (дети делают аппликацию с элементами оригами после изучения темы «Московский Кремль»).
  • «Рыбы в аквариуме» (дети выполняют ленточную аппликацию, наклеивая разноцветных рыбок на шаблон аквариума);
  • «Человек» (мозаичная аппликация после рассмотрения темы «Части тела»);
  • «Мебель» (тканевая аппликация после изучения темы «Моя комната»);
  • «Моя России» (комбинированная аппликация флага из цветов, вырезанных ленточной техникой, с элементами рисования);
  • «Георгины» (силуэтная аппликация из ладошек в процессе изучения темы «Цветы»).

Открытое занятие по аппликации

Методика проведения открытого занятия по аппликации мало чем отличается от обычного урока по этому виду изодеятельности, то есть включает три этапа освоения темы. При этом единство формы компенсируется некоторыми нюансами содержания открытых занятий, а именно:

Образец открытого занятия по обрывной аппликации можно увидеть в публикации Е.М. Ковальчук.

Анализ открытого занятия по аппликации в старшей группе

Оценка занятия проводится в двух направлениях:

  • самоанализ (самим педагогом);
  • анализ присутствующих (проверяющими).

При этом критерии оценивания будут едиными:

  • соответствие темы занятия календарно-тематическому плану;
  • эффективность приёмов, используемых для актуализации опорных знаний ребят;
  • наличие необходимых материалов и оборудования для аппликации на данную тему;
  • достаточность наглядного сопровождения урока;
  • лаконичность объяснений с привлечением наглядных материалов, образцов аппликации, ИКТ;
  • уровень владения детьми всеми необходимыми на этом этапе учебно-воспитательного процесса навыками и умениями в изодеятельности;
  • своевременное проведение пальчиковой гимнастики, физкультминутки;
  • умеренность темпа занятия;
  • осуществление индивидуального подхода;
  • эмоциональный фон занятия;
  • создание стихийной выставки готовых работ, оценка работы детей, а также организация рефлексии.

Важным пунктом анализа открытого занятия является проведение педагогом оценки готовых работ малышей

В письменном варианте анализа указываются также:

  • регалии педагога, стаж работы;
  • возраст детей, количество ребят в группе;
  • наличие грамотно составленного конспекта занятия.

Пример анализа урока по аппликации проверяющими можно найти здесь.

Золотая рыбка

По теме сказки Пушкина «О рыбаке и Золотой рыбке» ребенок в возрасте 3-5 лет может самостоятельно сделать интересную поделку – золотую рыбку, используя любимый материал — пластилин.

На видео показан процесс формирования туловища и головы Морской владычицы, ее украшение:

Чтобы сделать оригинальную Золотую рыбку на конкурс в детский сад, можно использовать не только белый и красный пластилин, но и кукурузные зерна.

Ход работы:

  1. На лист картона выкладывают тонкий пласт белого пластилина овальной формы – это тело будущей рыбки.
  2. По рыбьему телу ребенок выкладывает зерна кукурузы, оставляя незаполненным только лицевую часть.
  3. Из пластилина остается сделать глаза, плавники и хвост, украсить голову короной – и Морская владычица готова.

Хорошо смотрится Золотая рыбка из осенних листьев. Запасшись липовыми, березовыми, ивовыми листьями и прогладив их утюгом, можно приступать к творчеству (процесс занимает 15-20 минут):

  • нарисовать контур рыбки на бумаге;
  • рисунок промазать клеем ПВА и приклеить листья;
  • дорисовать красками, фломастером, карандашом корону, глаза.

Еще один способ быстро изготовить оригинальную Золотую рыбку – применить технику ажурного вырезания.

Бумага и картон

«Из волшебных завитушек создадим мы сказку…»

Оригинальный процесс создания поделок «бумагокручением» (из тонких полос бумаги) под названием квилинг, пришел из Англии. Так как бумага тогда было сверх дефицитным материалом, то остатки её не выбрасывались, а наматывались на перо. Отсюда и пошло название квилинга-«птичье перо».

В основе любой поделки данной техники лежит модуль. А модули здесь различны. Каждый отражает свою форму. Могут быть в виде капли, звезды, стрелки, лапки птицы, лепестка и даже глаза.

Для придания поделке дополнительного объема используется бахрома. Для этого полоска бумаги надрезается с двух сторон, а затем скручивается.

Техника выполнения различна. В первом случае мы создаём форму-контур для будущей поделки из полоски бумаги такой же ширины, что и заготовки – модули. Затем она заполняется внутри.

Второй вариант проще. Мы просто карандашом очерчиваем контур будущей поделки на листе, а затем склеиваем модули друг с другом так, чтобы получился желаемый образ.

В процессе работы используются бумажные ленты различных цветов. Получается довольно оригинально.

С помощью данного метода создаются различные композиции. От сада с волшебными яблоками и жар-птицей до синего моря с золотой рыбкой. Тут можно изготовить хоть всех персонажей из «Винни-Пуха». А что касается бороды Карабаса-Барабаса и голубых волос Мальвины, то здесь просто простор для творчества. Хотите спиралью бороду выложить-пожалуйста. А может завитком попробовать?

Метод настолько простой и не дорогой, что композиции изготавливаются в различных форматах от обычного альбомного до ватманского листа.

Зовёт нас в сказочные дали волшебное искусство Оригами

Японское искусство складывания из бумаги настолько прижилось в нашей стране, что даже малыши в детском саду прекрасно справляются с простыми работами. Для поделок хорошо брать двустороннюю бумагу.

Иллюстрировать сказку «Колобок» в этой технике можно прекрасно. Чтобы Колобок не получился угловатым, его можно просто сделать круглым, вырезав из бумаги.

Для создания поделок к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина оригами тоже подойдет идеально. А с элементами квилинга (море) и аппликации (царевна Лебедь) композиция на любом конкурсе займет призовое место.

С волшебной аппликацией мы в сказочку войдём

Этот метод используется везде и всегда. Начинаем мы им работать ещё в детском саду и, вплоть до начальной школы. Да и в среднем звене, когда надо экстренно сделать поделку на конкурс, без него нам не обойтись. Понятно, что работа 1-классника будет сильно отличаться от 7-классника качеством и уровнем исполнения.


Но сказки есть сказки. Они вечны. Поэтому главных персонажей любой сказки лучше всего делать с помощью этой техники. Да, и можно дополнительно добавить различные декоративные материалы-пайетки, бусины, перья.

Знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле» также изготовить можно с помощью аппликации. Кота-аппликацией. Цепь сплетём из колечек. Дуб можно сделать с помощью квилинга. А можно и аппликацией, используя бумагу разных цветов. Кощей, ступа, Баба-Яга тоже получатся лучше методом аппликации.

Природные материалы

«Из шишки лучше всего получаются Мишки!»

Шишки — бесподобный природный материал. Помимо декоративного, он приносит оздоровительный и умственно-развивающий эффект. Во-первых, для того, чтобы

Набрать шишек для поделок — нужно сходить в сосновый или еловый лес. Естественно, что одного ребенка в лес родители не отпустят. Вот и получается семейный выход в осенний лес. А если уж выбрались, то надо насладиться прогулкой-подышать свежим, не загазованным воздухом. Это оздоровительный эффект.

Умственно-развивающий заключается в процессе воздействия на кончики пальцев. На них расположены рецепторы, связанные со всеми органами в организме человека. Получается, что перебирая шишку пальцами, мы воздействуем положительно на весь организм. В том числе и на мозг. Вот какую пользу приносят обычные шишки!

Шишки служат основой для многих сказочных поделок.

  1. Во-первых, они жесткие, значит, поделка не будет деформироваться. Во-вторых, легко красятся.
  2. В-третьих, прекрасно соединяются друг с другом. А также с другими природными материалами-ракушками, желудями, листьями пластилином.
  3. Простор для фантазии — огромен. Начиная от простых мишек, лисиц и ёжиков, до целых композиций на лесной полянке. Только тщательно просушите шишки.

«Листья разные над сказками кружатся…»

Они тонкие. Используются больше для аппликации. Но сырые листья для работы не годятся. Их необходимо высушить.Часто листья раскладывают в альбомы. Так они сохнут 2 недели. Желание начать работу огромно?Просто перекладываем листья бумагой, сложив стопочкой. Этот способ позволяет высушить листья за 3-4 дня.

Ищем фото или рисунок, необходимый для будущей поделки. Мама или папа хорошо рисуют? Они могут помочь малышу в создании заготовок для красивой поделки.

Создаём эскиз, подбирая листья. Листья можно красить. Используем сочетание красок, придавая листьям новый неповторимый, своеобразный оттенок. Лучше использовать прозрачный клей. Так не нарушится гармония цветовой гаммы.

Работа высохла? Вставляем её в рамочку. Фоном делаем цветную бумагу. А можно нарисовать. Но на краску листья приклеятся хуже. В процессе аппликации с листьями фантазия детей безгранична: Жар-птица, Золотая рыбка, цыплята, Мудрая Сова, ну и, конечно, Волшебное дерево.

«В морские дали сказка нас зовёт…»

После летнего отдыха на море дома, несомненно, появляются ракушки. Потом, естественно, они лежат и пылятся дома, но рука не поднимается их выбросить. А тут срочно необходимо сделать поделку ребенку в детский сад или школу. Ночь на дворе, а он только вспомнил. Не переживайте, а лучше подойдите к полке (ящику) с ракушками и достаньте их.

Отсортируйте-чистые отдельно, а грязные (с черным налетом и остатками моллюсков) отдельно. Вторые закладываем в кипящую воду, щипцами удаляя грязь. Затем ракушки помещаем на тридцать минут в хлорсодержащий раствор. Потом раскладываем на чистом полотенце. Ждем, когда высохнут.

Ракушки прочный материал. К ним можно прикрепить с помощью клея или пластилина веточки, листики, шишки и даже жёлуди. Равных при создании морских композиций им просто нет.

Сколько времени нам потребуется, чтобы сделать из бумаги или пластилина одну кувшинку для поделки к сказке Андерсена «Дюймовочка»? А здесь просто вырезается зелёный лист из картона, и крепим пластилином бесподобно-красивую кувшинку из ракушек. Лягушек можно сделать из ракушек. И даже Золотую рыбку. Предварительно берем клей ПВА и смешиваем с желтой гуашью. Красим ракушки снаружи. Ждем высыхания, а затем склеиваем. Берем лак с блестками (сейчас в продаже довольно большой его ассортимент) и, варьируя расстояние, наносим его на поделку.

Если есть бронзовый порошок, то для придания золотого оттенка, можно использовать и его. Предварительно покрываем раковину акриловым лаком, затем посыпаем её порошком. Он прекрасно ложится на поверхность раковины и придает неповторимый золотой оттенок. Бесцветным клеем приклеиваем глаза с ресничками и рыбка готова.

Ракушки хороши тем, что их можно использовать в аппликации. Работа получается объемная и очень оригинальная. Если дома осталось еще очень много ракушек, то можно отнести в школу и устроить мастер-класс по изготовлению поделок на сказочные темы из ракушек на уроке технологии. Одноклассники будут в восторге. Ведь идей для поделок из ракушек великое множество.

Как сделать ворону из бумаги?

На первом этапе следует сделать из черного картона конус. Для этого с помощью циркуля нарисуйте на бумаге круг. Его величина зависит от того, какого размера нужна вам ворона. В любом случае, из круга на всю ширину картона А4 получается конус высотой приблизительно 10 см.

Круг нарисовали, разделите его крест-накрест на 4 ровные части. В зависимости от того, сколько частей будут задействованы в работе, определяется ширина конуса. То есть, если вы отрежете одну часть, конус будет широкий. Конус для вороны нужен довольно узкий, поэтому от круга нужно отрезать 2,5 части. А из оставшейся 1,5 делать конус. На фото обозначен красным цветом тот сектор круга, который нужен нам для поделки.


Отрежьте его от круга.

Сверните в кулечек и склейте стороны. Основа вороны готова, теперь переходим к мелким деталям.

Нарисуйте на черном картоне, или сначала на белой бумаге, круглую голову с чубчиком, хвост и крылья, вырежьте. Крыло можно нарисовать только с одной стороны, затем сложить бумагу вдвое и вырезать сразу две одинаковые части.

Из желтой бумаги вырежьте ромб-клюв и лапки. Делайте лапы подлиннее, с учетом того, что в последствии их надо будет сложить в гармошку.

Составляющие вороны из бумаги готовы, пора переходить к сборке птицы.

Для этого к голове приклейте глазки, клюв. Заметьте, что боковые стороны клюва должны находиться по краю головы. Сам клюв немного сложен и прижат по срединке и приклеен только по бокам и в верхней части. Приклейте голову вороне и хвост.

Прикрепите сзади конуса крылья.

Сложите лапки в гармошку.

Приклейте их внутри нижней части конуса.

Все, ворона из бумаги готова. Правда, она забавная?

Что могут малыши

Ребята, которые ходят в детский сад, уже знакомы с прологом к поэме «Руслан и Людмила», который в детской литературной программе обозначен как «Лукоморье». Чаще всего детей поражает образ могучего дуба, объединяющего сказочный мир и населенный волшебными существами.

Сделать такой дуб – задача по силам малышам 5-6 лет.

Вариант 1

Потребуются:

  • фанера;
  • сухой обрубок дерева;
  • мох;
  • ветки с листьями и желудями;
  • степлер, пила/лобзик, дрель, клей.

Из фанеры вырезают неправильной формы основание-подставку под дуб. Размер определяется габаритами пенька.

Сухой древесный обрубок крепят к доске, просверливая насквозь подставку.

К пеньку с помощью степлера крепят ветки, поверхность декорируют мхом. Украсит поделку игрушечный кот, посаженный на цепь.

Работа занимает 2-3 часа.

Вариант 2

Объемную композицию по мотивам «Лукоморья» можно сделать, если в качестве основы ствола взять картонную трубку от бумажных полотенец.

Трубка приклеивается к картонной подставке, все покрывается слоем папье-маше. Высохшая масса раскрашивается гуашью: ствол дерева — коричневый, лужайка – зеленая. Крону дуба можно выполнить из искусственной зелени.

Завершит поделку кот – слепленный из пластилина, пластика, готовый из киндер-сюрприза, и цепь, которую можно сплести из полосок фольги, силиконовых резиночек или золотистой проволоки для бижутерии.

На работу уходит 1-2 часа.

Вариант 3

Для детей будет интересно и познавательно изготовить сказочный дуб из бросовых материалов – то, что казалось ненужным, пригодится в работе.

Видео-мастер-класс поможет справиться с этой увлекательной задачей.


С этим читают