Африканские маски из дерева. фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. легенды

Легенды, связанные с африканскими масками из дерева

В Африке ритуальные объекты считаются живыми существами


Маски заслуживают уважительного и осторожного обращения со стороны человека. Изделия с изображением божества воспринимаются как дар самого могущественного существа

Природные материалы, использованные в изготовлении маски, усиливают связь с верховными покровителями.

Для переселения духа в новый ритуальный объект устраивается специальный ритуал. Успешность процедуры можно проверить. Африканцы считают, что «живая» маска по ночам издает вой и скрипы. Самые сильные магические атрибуты хранят взаперти и выносят из дома только при необходимости. Маска извлекается из укрытия для проведения обряда или избавления от постигших несчастий.

Существует и легенда-предостережение для коллекционеров африканских масок. Чтобы избавиться от тяжкой болезни, член африканского племени должен сам вырезать маску. Работа сопровождается чтением заклинаний.

Ради выздоровления создатель продает заговоренную маску. Вместе с предметом искусства покупатель приобретает и тяжкую болезнь автора. В итоге коллекционер масок умирает, а резчик полностью выздоравливает.

Мораль истории: не стоит приобретать экзотический предмет, если обстоятельства его происхождения неизвестны. Другой повод отказаться от покупки – грязь и дефекты на поверхности маски. Изношенный вид указывает на то, что ритуальный предмет использовался в обрядах и впитал негативную энергию участников действа.

Для чего африканцы использовали маски

Магические атрибуты надевались во время совершения обрядов. Ритуальные танцы и театрализованные действа с использованием масок сопровождали важные события в жизни человека и были залогом успеха в крупных начинаниях. Свадебные ритуалы давали надежду на счастливый брак, обильное потомство и достаток. Похоронные обряды с масками готовили душу умершего человека к переходу в иной мир.

Костюмированные обряды инициации означали переход подростков во взрослую жизнь. В мероприятиях для юношей задействовали маски с военной символикой. Женские магические атрибуты напоминали о грядущей семейной жизни и хозяйственных обязанностях. Маски защищали человека от злых духов.

Маленькие экземпляры превращались в нательный оберег и носились на шее или поясе. «Настроение» маски согласовывалось со сферой ее применения. В Либерии маски в виде головы разъяренного зверя носили представители властей в племенах Либерии.

Служитель, облаченный в пугающую «форму», вызывал у народа страх и смирение. Для Абоми, короля Бенина, маска заменяла портрет умершей матери. Предмет был выполнен в виде лица миловидной женщины.

Виды африканских масок

В Африке считается, что мир населен духами – в это верят здесь буквально все, даже представители цивилизованных стран. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных.

Африканские маски служат своеобразным проводником в этот мир. Поэтому даже при похоронах они используются, только в другом исполнении.

Более серьезные человеческие маски помогают африканцам проститься с усопшим, поговорить с ним в последний раз, помочь ему направиться на ровный путь в другой мир.

Разделить африканские маски можно также по способам использования:

  • лицевые;
  • маски-шлемы;
  • налобные африканские маски;
  • маски-гребни;
  • нательные;
  • маски-доски.

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых ритуалах, надевают их все – и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия в свою очередь подразделяются на множество разных типов.

Значение африканских масок отличается в зависимости от специфики их производства: отверстия для глаз, носа, рта и даже щек могут присутствовать, а могут и отсутствовать. Аналогично можно сказать и о расцветках, раскрасе, размерах. В каждом племени свои правила.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных узоров.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни наиболее распространенные сувениры из Африки. Их часто привозят в Европу. Это, скорее, фигуры животных или людей, которые поднимаются на определенную высоту над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые нуждаются в защите от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями крепких растений.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте. Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок. А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств – слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в страшных ритуалах жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок — особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Фигурки из дерева

Последнее время Сергей увлекся изготовлением фигурок из дерева. Уже есть, например, деревянный боцман. Кроме этого, ему интересна первозданная природа. Мужчина находит на отдыхе разные необычные натуральные детали. Совсем немного дорабатывает их и практически в своем естественном виде они составляют своеобразное произведение искусства. Вот, например, две коряги, он соединил вместе, отшлифовал и дал название «Борьба светлого и темного начал». Эта фигурка выглядит очень эффектно. Или он нашел необычный корень, на его верхушке угадывалась голова орла. Мастеру ничего не пришлось с ним делать. Он всего лишь подрезал клюв и сделал основание, чтобы можно было поставить.

— Я решил, что другие вмешательства только испортят его природную красоту, — говорит Сергей.


Конечно, маски он делать не перестал, хотя и времени на это любимое занятие почти не остается. Уже сейчас кипит работа над очередной идеей мастера.

— Это будет не обычная маска, — делится автор.

Вообще, одну маску мужчина может сделать за два дня, конечно, если ни что не отвлекает. А если не спеша, может и на недельку-другую подзатянуть творчество.

 

Какие бывают африканские маски

Ввиду того, что типов масок в Африке существует множество в зависимости от того, какое племя исследуется, сложно классифицировать их вообще. Поэтому разделяют такие:

  • мужские;
  • женские;
  • гермафродитные;
  • зооморфные.

В ряде случаев без наличия определенных знаний и навыков о народностях сложно определить даже то, чья маска — мужская или женская. А вот гермафродитные изделия встречаются очень редко — в Африке половое разделение отчетливо видно во всем.

Такова, что здесь распространены зооморфные маски. Каждая из них воспевает определенное животное, как сильное существо.

В Африке люди веруют, что некоторые существа обладают большой силой, поэтому надевают на себя маски с их изображениями, чтобы обрести часть этой мощи.

В некоторых племенах африканские маски бывают совершенно не поддающимися классификации: это маска для человека любого пола, в форме нескольких животных сразу.

Кто использует африканские маски

Чаще всего макси используют оседлые племена.

Они занимаются этим ремеслом серьезно и с особой кропотливостью.

Рыбная ловля и земледелие без масок и вовсе не обходится: считается, что человек, надевая африканскую маску, перевоплощается в иное существо, которое способно на большее, чем раньше.

Люди в масках общаются с природой, приближаясь к ней, тем самым прося о плодородии.

Рыболовы общаются с водой, это помогает увеличить улов. Также своеобразные маски нужны, когда организовываются , свадьбы, посвящения мужчин в следующую возрастную группу, при наделении статуса, достижении определенных высот.

Кочевые народы к африканским маскам более холодны — у них попросту нет времени на подобные занятия.

Если здесь и используются маски, они обычно мягкие, одноразовые, сжигаются сразу после использования, как символ использованной энергии, изжитой силы, перехода от старого к новому, лучшему.

Например, тут есть и человеческие черты, и линии птицы. Также часто встречаются несколькоголовые крокодилы, буйволы, хищные птицы. При этом все животные немного не похожи на себя настоящих — это больше мифические существа.

Как ни крути, но — неповторимый в своем роде. Он оригинальный, богатый, сложный. Глядя на маски представителей африканских племен, сложно сказать, что это обычное украшение.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы ;
  • Дидактические игры по обучению детей счёту методическая разработка по математике (старшая группа) на тему ;
  • Схема написания букв для первоклассника ;
  • Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения ;
  • Если на глазах у ребёнка, которому три с половиной года, родители постоянно выясняют отношения, орут друг на друга и отец часто бьёт мать, повлияет ли это как-то негативно на психику ребёнка? ;
  • Все о психологии детей. Воспитание детей. Уроки психологии для родителей. Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно» ;
  • Что нужно знать о букве «А Кубики и обучение буквам ;
  • Детская психология для родителей ;

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Изготовлением маски мог заниматься только мужчина также как ее и носить. Перед тем как начать ее делать, он прочитывал заклинание, приносил жертву. Работа мастера проходила в секретном месте. Никто не мог видеть как он изготавливал маску. Незаконченная работа оставалась на ночь у вождя. Говорили, что мастера были посвящены в тайну загробного мира.

  • В Африке до сих пор используют эту деталь при совершении разных обрядов и на праздничных мероприятиях.
  • Африканскими масками из дерева и по сей день пользуются маги, во время проведения магического ритуала.
  • Многие известные художники использовали этот мотив в своем творчестве и таким образом переносили африканскую культуру на запад.
  • Сегодня этот элемент используют для украшения квартиры, дополнения интерьера и могут купить недорого
  • Это изделие скрывает в себе много разных тайн. Покупатель, который решит купить его, станет хранителем древней культуры.

Как использовали деревянные маски африканцы

Готовое изделие мог надеть на себя только высокопоставленный человек. Деревянная африканская маска придавала ему власть, авторитет с особыми полномочиями. Все должны были поклоняться и повиноваться этому гражданину. Обычно изделие обладало особой раскраской, было больших размеров и выглядело угрожающе.

Простые люди тоже могли держать у себя дома этот атрибут. Он им был нужен для налаживания контакта с умершими родственниками. Они хотели получить совет от них и узнать, что будет с ними в будущем. Маска, которая для этого использовалась, выглядела более спокойно по сравнению с маской знатного человека. От вида масок, которые использовали колдуны, становится немного жутковато. Когда люди смотрели на них, они впадали в гипнотическое состояние.

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.


Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Пуну и балуба

Племя пуну исповедует смесь религий. Некоторые из них живут по верованиям древних, некоторые — по официальной религии. Маски пуну очень необычные по своему виду — черты их напоминают азиатские: выбеленное лицо, маленький нос, красные губы. Видимо, люди такого облика каким-то образом попали на Черный континент, и теперь это считается неким идеалом красоты: женщины пуну обмазывают свое лицо белой глиной, чтобы быть красивыми.

Эти маски надевают во время тайных обрядов захоронения. Белый цвет в Африке — цвет смерти, цвет духов. Африканцы считают, что жизнь после смерти существует, поэтому они красят похоронные маски в знак того, что теперь имеют дело с чем-то посторонним, запредельным. Интересно, что обряд захоронения происходит на ходулях. Важным аспектом является шрамирование на лбу маски — его делали себе и сами женщины.

Если у похоронной маски женщины высокая прическа — значит, она была очень почитаема в деревне, не занималась тяжелым физическим трудом и не носила ничего на голове, как это принято у африканских женщин.

Маски носят и в племени балуба, где существует тайное общество Бамбудье. Отличительная черта этих масок — округлая форма. Ранее шаманы этого племени для того, чтобы видеть будущее, использовали тыкву. Они разрезали плод пополам, вытаскивали все содержимое и закладывали туда камни и бисер, поэтому маска осталась такой формы — это отголоски прошлого. Подобные маски используются и в обрядах плодородия во время открытия и закрытия урожайного сезона. Любая из них является частью костюма и не «функционирует» в одиночку.

Балуба очень ценили женщин. Они считали, что только женщины могут хранить секреты и способны заключать союзы — раньше лишь жены вождей ходили в другие деревни, чтобы заключить важные соглашения. Зачастую они основывались на браках.

Для статуэток женщин балуба характерна сидячая поза на согнутых ногах. У нее очень большая грудь — это свидетельствует о том, что она вскормила многих детей. Такие изделия являются каноном красоты для балуба. Они считают, что женщина красива, если она воспитала большое потомство. На животе статуэтки присутствует глубокое шрамирование — признак новой беременности или свидетельство ритуала, который провели для того, чтобы она родила сильного сына.

У балуба есть некоторые признаки матриархата, хотя в основном Африке все же присущи патриархальные черты: мужчина стоит во главе, а женщина занимается собирательством и строит дом.

Основное значение – защита

Магический тотемный предмет имеет свой смысл и несет определенную информацию о культурных, религиозных традициях. Каждое племя было уверено в существовании параллельных миров, а духи делились на дружелюбных и враждебно настроенных. Те, кто хотел навредить, тщательно наблюдали за каждым из племени, пытаясь наслать болезни и несчастья. И тут на помощь приходила африканская маска, значение которой для ее создателя было одно – защита от темных сил путм их обмана. Считалось, что, если духи не видят лица, то и не могут причинить никакого вреда, и житель племени был под охраной тотемной вещи. Однако не все могли так защищаться от духов: маски, ставшие неизменным атрибутом власти, носили только посвященные и знатные мужчины, что только укрепляло их авторитет.

Лепка африканской маски из папье-маше.

  Для основы используем поддон из-под продуктов: вспененный ПВХ. Берём лоток, по форме более или менее похожий на маску и обкладываем его, придавая форму.

  Выкладываем массой нос, губы, глаза, брови и т.д. Можно разглаживать не только пальцами, но и ножом, стеками.

  Сохнет изделие около 2 недель. Шкурим, шпаклюем, опять шкурим — так до гладкой, безукоризненной поверхности.

  Когда изделия высохли, можно грунтовать и раскрашивать. Украшаем маску по фантазии макаронами, семечками, кручеными салфеточными нитями.

  Лицо покрываем белой краской типа ««Снежка»» или другой акриловой.

  После полного высыхания покрываем черной акриловой краской всю поверхность. Губкой наносим местами перламутровую эмаль.

  И в окончании окончательно покрываем акриловым глянцевым или матовым лаком в несколько слоёв, каждый просушивая.

  Способы декорирования модели могут быть совершенно различны, в зависимости от изначальной задумки. Это может быть просто цветная раскраска акриловыми красками, внесение дополнительных элементов, пирсинга и т.п. похожего на то, чем любят себя украшать туземцы африканских племён центральной Африки. Может быть использована техника декупажа, патинирования и другие различные способы декорирования.

Женщина и смерть

В Африке существуют тайные союзы. Тайные — потому что континент был колонизирован, и основной религией здесь теперь является католицизм. Конечно, остались древние верования и культы, которые, переплетаясь с католицизмом, зачастую принимают причудливые формы. Африканцы проводят загадочные ритуалы, объединяющие их с миром духов, используя для этого специальные мистические аксессуары. Руководитель частного музея-лектория «Ритуальные маски народов мира» Татьяна Болысова в своей лекции, состоявшейся в парке искусств «Музеон» в рамках фестиваля «Моя планета. Планета людей», рассказала, какую роль играют ритуальные маски в духовной жизни Африки. «Лента.ру» публикует выдержки из ее выступления.

Магическое значение масок

Ритуальное облачение не только скрывает тело человека, но временно лишает танцора его человеческой личности. Маска придает носителю черты того персонажа, черты которого воспроизводит. Под звуки обрядовой музыки танцор впадает в транс. Он впускает в свою душу могущественное существо и становится посредником между людьми и высшими силами.

С помощью костюмированных обрядов люди общаются с потусторонним миром. Через танцора-медиума в маске соплеменники привлекают охотничью удачу, благодарят божественных покровителей и просят у них поддержки в сельскохозяйственных работах, войне и охоте.

Значение символов, изображаемых на африканских масках

Детали со смыслом усиливают мощь ритуального объекта и эффективность магического обряда. Распространенные детали африканских масок получили научную трактовку.

Элемент Значение
Круглые глаза настороженность, гнев
Маленький рот рассудительность, сдержанность
Массивный подбородок сила, власть
Большой рот
Крупные зубы
Длинный нос чуткость
Склоненная фигура могущество хозяина маски
Высунутый язык общение с потусторонним миром
Короткие насечки-раны продолжение сложной судьбы предков
Прямые полосы преемственность поколений и поддержка отцов
Металлические пластины символ защиты, присутствующий на военных масках
Зеркальное стекло отражение опасности
«Шахматная» черно-белая клетка баланс между миром людей и духов

Символизм масок

Маска отождествляется с человеком, божеством или животным. Цвет имеет значение. Черные маски распространены повсеместно: в Африке цвет ассоциируется с жизнью. Белые маски – атрибут траура.

Деревянные изображения женщин демонстрируют представление африканцев об идеале красоты – миндалевидные глаза, маленький подбородок, длинные ресницы. Прослеживаются следы портретного сходства: погребальные маски женщин, умерших в молодости, миловидны и дополнены следами слез.

Налобная маска в виде антилопы олицетворяет божество Чивару – покровителя сельского хозяйства. В Африке распространены изображения обезьяны. Животное считается образцом для подражания, так как ему свойственны физическая ловкость и гибкий ум.

Маска зверя с негативными качествами призывает человека контролировать слабости. Маски с гиеной используются в воспитательных обрядах для мальчиков. Надевая маску, юноша подавляет в себе пороки гиены – глупость, жадность и прожорливость.

Сочетание человеческих и звериных черт в 1 изделии нацелено на обретение животной силы и смелости. В племени сенуфо маски представителей власти снабжены символами угрозы — рогами антилопы и зубами крокодила.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.


К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

Как сделать маску из дерева

Маски изготавливаются из разных материалов. Лучше всего смотрится кедр, хорошо использовать клен, лиственницу, сосну  и т. д. Из этих деревьев у Сергея Горковенко маски есть.

 — Например, берешь чурку клена, рубишь пополам, и уже получается полуцилиндр — это нужно, чтобы маска получилась объемной и ее при желании можно было надеть, — говорит мастер.

Дальше уже можно начать вырезать. Но самое трудное, по словам автора, это шлифовка, так как все вокруг покрывает мелкая пыль. На этом этапе ему помогает жена. После этого нелегкого процесса Сергей начинает зачищать поделку наждачкой или руками. Далее покрывает морилкой. И в принципе маска готова. Мастер часто дарит их друзьям. Про себя говорит, что не торговец в душе, поэтому не умеет продавать свои работы. Маски развешаны в комнате, там они занимают всю стену. К этой необычной композиции Сергей и все домочадцы уже привыкли. Им очень жалко порой расставаться с произведением искусства. Этот небольшой «музей» смотрится довольно красиво и мило, несмотря на то что каждая маска очень уродливая (в этом случае это идеальная маска), однако некоторые из них, которые предназначены для посмертного ритуала, не кажутся такими пугающими, если лучше приглядеться к ним. Поэтому не удивительно, что сын Сергея, будучи еще маленьким, спокойно играл с масками – не боялся их. Затем, повзрослев – в 10 лет, стал пробовать делать собственные изделия из дерева. Но сейчас, серьезно увлекшись современными танцами, у молодого человека нет времени заниматься этим. Но Сергей и тут проявил творческий подход. В планах у него сделать маску, в которой бы сын сделал специальный танцевальный номер.

Подготовила Светлана Назарова. Фото автора.

(Visited 8 times, 1 visits today)

Виды

Исследователи классифицируют маски в зависимости от способа ношения на теле.

Известные разновидности:

  • Маски для лица — закрывают переднюю часть головы и могут содержать отверстия для глаз, рта и носа.
  • Налобные маски-гребни – горизонтальная конструкция крепится выше бровей.
  • Маски-шлемы надеваются на голову как головной убор. Лицо может покрываться обрядовой росписью или декором из текстиля и растений.
  • Нательные маски – фигурные деревянные «костюмы» с функцией оберега.
  • Доски – плоская разновидность нательных масок. Двухмерный объект – символическое изображение животного или птицы.

Конструкция крепится на теле с помощью завязок из ткани или растительных волокон. В деревянном корпусе предусмотрены отверстия для продевания креплений. Существуют редкие маски, не поддающиеся классификации.

Ритуальные артефакты Кот- д’Ивуара и Нигерии столь велики, что скрывают танцоров целиком. Поднять их могут несколько человек. В Бенине и Гвинее существуют маленькие маски, вовсе не скрывающие тела и лица. Их носят на шее или поясе как личный талисман.

Маски со смыслом

В коллекции у Сергея сейчас уже более 30 африканских масок. Они, конечно, разные, но связывает их одно — предназначение. Все маски призваны отгонять злых духов, поэтому их и делают страшными и красочными, чтобы, испугавшись, нечистая сила отступила от дома. Кроме этого, в африканских племенах есть «высокие маски». Смастерил подобную маску и Сергей. Их носили в основном охотники. Это спасало при встрече с хищником. Зверь, видя, что человек выше него самого, не нападает. Так как в его понимании чем выше существо, тем оно сильнее. По этой же причине эти маски давали надевать маленьким детям, если те собрались на прогулку. В них они казались выше, и это уберегало от опасностей.

 — А маска с высунутым языком символизирует победу над злым духом, — рассказывает Сергей.

Многообразие таких необычных изделий разбавляет одна маска не африканской направленности. По образованию Сергей Горковенко историк. Под влиянием методики профессора Герасимова, который воссоздал внешность Ивана Грозного, мастер задумал сделать изображение царя — у него было зауженное лицо, мужественный подбородок – эти особенности можно увидеть в маске Ивана Грозного, сделанной Сергеем.

Формы и размеры масок

Параметры самых маленьких артефактов – 15-19 см. Это нательные обереги-подвески в виде миниатюрных масок. Наиболее распространенный вариант — маски 30-60 см в высоту. Деревянное изображение представляет лицо или звериную морду в натуральную величину. Параметры характерны для налобных и лицевых масок, деревянных шлемов.

Нательные маски по размеру приближены к фигуре человека. Образец – «беременные» обереги-«щиты», повторяющие форму груди и живота женщины на сносях. Самые большие маски достигают 6 м в высоту. Гигантские ритуальные атрибуты характерны для племен Гвинеи. Средний вес маски – 60 кг.

Внешние отличия масок

Визуальные особенности масок объясняются их принадлежностью к разным народам и спецификой использования – погребальные, свадебные и охотничьи атрибуты выглядят неодинаково.

В чем проявятся различия:

  • Способ трактовки персонажа. Внешность часто изображается с намеренным искажением черт. Например, в племенах чокве у масок большие лбы и узкие глаза-щели.
  • Настроение. Военным маскам придается грозное выражение. Погребальные экземпляры выглядят умиротворенными или печальными.
  • Расцветка. Многочисленны черные и темно-коричневые маски. Реже встречаются глиняно-красные и белые экземпляры.
  • Символические элементы – геометричные насечки, цветная роспись и детали прически. Выразительный декор помогает исследователям установить «национальность» маски. Например, изделия Гвинейского племени сепик украшены цветными узорами из линий и точек.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.

Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Лепка африканской маски из папье-маше.

  Для основы используем поддон из-под продуктов: вспененный ПВХ. Берём лоток, по форме более или менее похожий на маску и обкладываем его, придавая форму.

  Выкладываем массой нос, губы, глаза, брови и т.д. Можно разглаживать не только пальцами, но и ножом, стеками.

  Сохнет изделие около 2 недель. Шкурим, шпаклюем, опять шкурим — так до гладкой, безукоризненной поверхности.

  Когда изделия высохли, можно грунтовать и раскрашивать. Украшаем маску по фантазии макаронами, семечками, кручеными салфеточными нитями.

  Лицо покрываем белой краской типа ««Снежка»» или другой акриловой.

  После полного высыхания покрываем черной акриловой краской всю поверхность. Губкой наносим местами перламутровую эмаль.

  И в окончании окончательно покрываем акриловым глянцевым или матовым лаком в несколько слоёв, каждый просушивая.

  Способы декорирования модели могут быть совершенно различны, в зависимости от изначальной задумки. Это может быть просто цветная раскраска акриловыми красками, внесение дополнительных элементов, пирсинга и т.п. похожего на то, чем любят себя украшать туземцы африканских племён центральной Африки. Может быть использована техника декупажа, патинирования и другие различные способы декорирования.

  • Свиридова Ирина ,27.07.2014. Мастер-класс: африканские маски ручной работы. ссылка
  • Марина Михайловна. 19 января, 2011. Как я делаю африканские маски. ссылка
  • Мастер-класс: масса папье-маше. ссылка

Мы одобряем копирование этой статьи с активной ссылкой на эту страницу.

  • Керамическая плитка на стену своими руками.
  • Керамические изделия своими руками.
  • Подотовка глины для керамических изделий.
  • Печь для обжига керамики своими руками.
  • Старинные Русские Меры длины, веса, объёма.
  • История проектирования кухни, в именах.

С этим читают